Мост сечени в будапеште > Путешествуйте по России!
Россия прекрасная и необъятная    

Мост сечени в будапеште

Мост сечени в будапеште

Цепной мост в Будапеште

Цепной мост в Будапеште (мост Сечени)

Цепной мост в Будапеште — старинный мост через Дунай, соединяющий две исторические части города. Мост называют «цепным» из-за массивных металлических цепей, поддерживающих дорожное полотно. Он был возведен в 1849 году и стал первым постоянным мостом через реку, соединившим Буду и Пешт, а также единственным мостом через Дунай на всей территории Венгрии. Цепной мост имеет второе имя – мост Сечени – в честь венгерского политика графа Иштвана Сечени, вложившего значительные силы и средства в его строительство. Сегодня Цепной мост считается визитной карточкой венгерской столицы и одним из самых живописных мостов в Европе.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Цепной мост в Будапеште

Основные моменты

Шестипролетный мост протянулся на 375 м, имеет ширину 14,8 м и поддерживается двумя речными пирсами длиной 48 метров. В наши дни он является популярной туристической достопримечательностью, на которой стараются побывать все гости Будапешта. Изображение моста Сечени можно увидеть на страницах путеводителей и сувенирах.

Цепной мост в Будапеште выглядит очень эффектно при вечерней подсветке. Верхние части и основания опор освещают мощные прожекторы, а вдоль цепей и по краю тротуаров загораются яркие лампочки, свет от которых подчеркивает выразительную форму моста.

Со старым мостом связано множество легенд и городских традиций. Считается, что те, кто проплывает под ним на корабле, могут загадать желание, и оно обязательно сбудется. Жители города очень любят дунайский мост и часто называют его «Старой дамой». Ежегодно 20 ноября в Будапеште празднуют День рождения моста. В летние месяцы по субботам и воскресеньям Цепной мост закрывают для проезда и проводят на нем веселые ярмарки и представления.

История Цепного моста

Деньги на возведение Цепного моста выделил известный меценат и политик граф Иштван Сечени, поэтому конструкция получила его имя. Проект подвесного моста разработал инженер из Великобритании Уильям Тёрни Кларк, взяв за основу меньший по размеру подвесной мост через Темзу в британском городе Марлоу.

В середине XIX столетия венгерские специалисты не имели никакого опыта возведения больших мостов, в связи с чем идею строительства и поддерживали, и отвергали. Те, кто сомневался, считали, что новый мост не справится с буйным нравом Дуная и обязательно обрушится. Другие опасались, что под мостом будут накапливаться большие массы льда, они перегородят русло реки, и в городе возникнет наводнение. Однако граф Сечени решительно взялся за дело и создал специальное Общество по строительству моста. Оно решало возникавшие организационные вопросы, пропагандировало выгоды использования нового моста и формировало позитивное общественное мнение.

Первые сваи забили в 1840 году. Для выполнения непростой задачи из Англии выписали 800 рабочих с семьями, которые трудились над мостовыми сваями целых два года. Чугунные украшения и цепи отливали в Англии. Все строительные работы продлились 10 лет и проходили под руководством инженера из Шотландии Адама Кларка. Позже в честь него назвали площадь в Буде, на которую выходит западная часть старинного моста.

Общие затраты на строительство составили колоссальную по тем временам сумму – 4,4 млн форинтов. Для того, чтобы попасть на другой берег реки, пешеходы платили 1 крайцар, шедшие с грузом – 2 крайцера, пастухи с животными – 3 крайцара, возницы – 5 крайцаров и перевозившие крупную поклажу – 10 крайцаров. Только через несколько лет в Киеве построили более крупный Николаевский цепной мост через Днепр, и к мостовой конструкции в Венгрии перестали относиться как к чуду света.

К концу XIX века нагрузка на проезжую часть сильно возросла, поэтому конструкцию вынуждены были укрепить. С 1913 по 1915 годы Цепной мост в Будапеште закрывали на реконструкцию, во время которой усилили стальную часть моста.

В конце Второй мировой войны, при отступлении, фашисты взорвали будапештский мост. Устояли только два опopных столба. В 1947-1949 годах старый мост отстроили заново. Примечательно, что движение с берега на берег было восстановлено 20 ноября, спустя столетие после открытия моста Сечени.

Легенды о львах с моста Сечени

В 1852 году оба входа к мосту Сечени украсили статуями львов, которые выполнил известный скульптор Янош Маршалко. Выразительные скульптуры напоминали бронзовых львов на Трафальгарской площади и быстро обросли городскими преданиями.

Согласно одному из них, когда проходила церемония торжественного открытия, ученик сапожника криками привлек внимание собравшейся публики к тому, что в пастях животных совсем не видно языков. Сконфуженный скульптор не вынес оскорблений и кинулся в реку с нового моста.

Конечно, в этом предании мало правды. На самом деле Маршалко терпеливо слушал претензии об отсутствии львиных языков и говорил всем, что львы не собаки, у которых в жару обязательно вываливаются языки. Языки у животных есть, однако они не заметны снизу, ведь львы установлены на каменных блоках, которые имеют высоту 3 метра.

Согласно другому преданию, если между статуями на Цепном мосту в Будапеште пройдет мужчина, который ни разу, даже в мыслях, не изменял своей жене, каменные львы грозно зарычат.

Достопримечательности рядом с мостом

С западной стороны, сразу за Цепным мостом, начинается тоннель через Будайскую гору, и его длина совпадает с длиной самого моста. Жители города шутят, что когда начнется сильный ливень, старый мост можно будет спрятать в подземный тоннель.

Рядом, на площади, носящей имя Адама Кларка, возвышается мемориальный знак в виде каменного нуля высотой 3 м. От этого места ведется отсчет расстояний по всей территории Венгрии и на дорогах этой страны. Здесь же находится станция фуникулера Будайской крепости.

На противоположной стороне моста, на площади установлен памятник графу Иштвану Сечени. За ним видно изящное здание, построенное в начале прошлого века в стиле модерн. Когда-то в нем размещалась страховая компания, а в наши дни – роскошный отель.

Как добраться

Цепной мост в Будапеште расположен в исторической части города, напротив холма, на котором стоит Королевский дворец. Он соединяет площадь Адама Кларка в Буде с площадью Рузвельта в Пеште. До моста нетрудно дойти пешком от станций метро «Kossuth Lajos Tér» и «Batthyány tér». Прямо к мосту Сечени подходят трамваи № 2, 19, 41, TH и DH, а также автобусы № 16, 105, 216, 916 и 990.

Цепной мост Сечени (Széchenyi lánchíd)

Цепной мост Сечени входит в тройку самых узнаваемых и популярных достопримечательностей Будапешта. Наряду с Базиликой Святого Иштвана и Парламентом он пестрит со всех сувенирных открыток и, пожалуй, ни один турист не уезжает из столицы Венгрии без фотографии на его фоне. Мост соединяет две исторические части города — Буду и Пешт. В Буде его крайней точкой является площадь Адама Кларка, а в Пеште — площадь Рузвельта. Мост Сечени по праву считается одним из самых красивых мостов в Европе и визитной карточкой Будапешта.

История

Мост был возведен в 1849 году и стал первым и единственным постоянным мостом через реку Дунай на всей территории Венгрии. Цепным его назвали из-за массивных металлических цепей, что поддерживают дорожное полотно. Свое второе название «мост Сечени» получил в честь политика и мецената графа Иштвана Сечени, который выделил немало средств и вложил уйму сил в его строительство.

Когда возникла идея строительства моста, жители города разделились на противников и сторонников этого замысла. Главным аргументом против было отсутствие у венгерских инженеров опыта в строительстве и проектировании мостов через широкие и полноводные реки. Люди небезосновательно боялись, что новый мост попросту не справится с буйным нравом Дуная и обязательно обрушится. Опасались также, что в период таяния льдов под мостом начнут скапливаться ледяные глыбы, и это послужит причиной наводнения. Был еще один аргумент против: жители города понимали, что возведение моста требует колоссальных денежных вложений и предполагали, что в последствии, для передвижения по нему необходимо будет платить пошлину в городскую казну.

В 1832 году было создано Общество по строительству моста, главным идейным вдохновителем которого стал граф Сечени. По легенде, из-за отсутствия надежной переправы через Дунай, он опоздал на похороны своего отца, после чего и поклялся построить мост. В Общество входили состоятельные и влиятельные лица австро-венгерской империи, а главной их задачей было решение экономических и политических проблем, возникающих в ходе подготовки к строительству, а также пропаганда всех выгод, что принесет мост и формирование положительного общественного мнения на этот счет.

На поиски технического решения, граф Сечени отправился в Англию. Там он познакомился с инженером Уильямом Тёрни Кларком, которого и пригласил для проектирования моста. Непосредственно само строительство возглавил молодой шотландский инженер Адам Кларк, именно в его честь позже назовут площадь в Буде, на которую выходит западная часть Цепного моста. Не смотря на одну фамилию инженеры не являются родственниками, даже дальними.

Первые сваи были забиты в 1840 году. Для этого из Англии привезли 800 опытных рабочих вместе с семьями и целых два года они трудились над мостовыми сваями. Чугунные литые украшения, металлические цепи и тросы отливались в Англии. В общей сложности мост возводили на протяжении 10 лет с приостановкой строительства во время национально-освободительной революции. В общей сложности была потрачена немыслимая сумма по тем временам — 4,4 млн форинтов! Торжественная церемония открытия Цепного моста состоялась 20 ноября 1849 года. Интересно, что на открытии ни граф Сечени, ни Уильям Кларк не присутствовали, и даже ни разу не прошлись по своему уникальному инженерному творению.

Читайте также  Башня елизаветы в лондоне

Прошло время и нагрузка на мост сильно возросла, и он был закрыт на реконструкцию в 1913–1915 годах для укрепления дорожного полотна и усиления стальных частей конструкции. Впоследствии, при отступлении фашистов в конце Второй мировой войны, мост был взорван. Уцелели лишь два опopных столба, поэтому в 1947–1949 годах Цепной мост Сечени по сути отстроили заново. Движение с берега на берег по нему восстановили 20 ноября, спустя ровно столетие после открытия.

Сегодня по мосту с одного берега Дуная на другой могут попасть как для пешеходы, так и автомобили, и плату за пользование как до войны, разумеется, не взимают. Жители города очень любят мост Сечени и каждый год 20 ноября празднуют его день рождения.

Цепи, львы и лампочки: мост Сечени в Будпеште

Цепной мост Сечени в Будапеште – символ венгерской столицы и одна из ее главных достопримечательностей. Расскажу предысторию возведения первого постоянного моста через Дунай в Венгрии, как он строился, как изменился с момента открытии и как выглядит сейчас. Перед вами самая подробная статья о мосте Сечени в Будапеште на русском языке.

Важно! С 16 июня 2021 года Цепной мост полностью закрыт для любого движения в связи с реконструкцией. Она продлится примерно 2,5 года. Открыть Цепной мост в Будапеште планируется в конце 2023 года.

  1. Разбираемся в названии моста
  2. Идея строительства моста
  3. Строительство моста
  4. Легенды о львах
  5. Дальнейшая судьба моста
  6. Мост Сечени в наши дни
  7. Хаpaктеристики моста
  8. Интересные факты о мосте
  9. Как добраться до моста

Разбираемся в названии моста

Официальное название моста на венгерском языке — Széchenyi lánchíd. Однако сами венгры чаще всего называют его просто Lánchíd. С переводом на русский язык немного сложнее, так как lánchíd нельзя перевести одним словом. Оно означает цепной мост. Поэтому русскоязычное название моста состоит из трех слов Цепной мост Сечени. Иногда можно встретить написание Цепной мост Будапешт. И оно тоже верное, так как мост подобной конструкции в венгерской столице один и это мост Сечени. Название Ланцхид в русскоязычном интернете пpaктически не встречается.

Идея строительства моста

Декабрь 1820 года – 29-летний граф Иштван Сечени получает известие о cмepти отца. Он спешит в Вену, чтобы успеть на похороны родителя, но не может попасть из города Пешт в город Буду, откуда начинается дорога в столицу Австрийской империи. Внезапная оттепель стала причиной таяния льда на реке Дунай. Связываться с переправой через полноводную реку никто не хочет – слишком опасно. Иштван Сечени в итоге не успел на похороны отца. Тогда он поклялся связать Пешт и Буду постоянно действующим мостом. Возможно, история эта не более чем городская легенда, но очень красивая, согласитесь. Тем более что именно Иштван Сечени инициировал возведение Цепного моста.

У идеи строительства моста через Дуная имелись не только сторонники, но и противники. Последние не без резона указывали на отсутствие опыта по возведению мостов у венгров и суровый норов Дуная, неоднократно затоплявший Пешт. Многие боялись, что река просто напросто сметет мост. Зачем же тогда его строить.

Для популяризации идея возведения переправы Иштван Сечени в 1832 году создает Hídegylet – клуб по строительству моста. В него вошли богатые и знаменитые жители страны. Иштван Сечени для сбора сведений поехал даже в Англию, где познакомился с Томасом Телфордом. Тот, учитывая «хаpaктер Дуная», предложил сделать мост цепным. Граф согласился и поручил спроектировать мост другому английскому специалисту — Уильяму Тёрни Кларку.

В 1836 году вопрос о строительстве моста был решен положительно на законодательном уровне. Осталось собрать деньги на его возведение. Иштван Сечени призвал всех состоятельных граждан «скинуться» на благое дело, но сбор денег шел с большим скрипом. В итоге главные расходы взял на себя венский банкир Дьёрдь Шина. Он же впоследствии возглавил акционерное общество «Цепной мост» (Lánchíd Részvénytársaság).

На строительство Цепного моста потратили 4,4 млн форинтов. Огромная для того времени сумма. Для сравнения возведение Национального музея в Будапеште, которое велось в те же годы, стоило в 13 раз меньше.

Строительство моста

Строительство Цепного моста началось в 1840 году с забивания свай. На это ушло два года. Сваи 38 на 38 сантиметров из сосны имели длину от 20 до 24 метров.

24 августа 1842 года прошла церемония закладки первого камня Цепного моста. Руководил работами шотландский инженер Адам Кларк, заменивший Уильяма Кларка, который не мог постоянно находиться в Венгрии. Они не приходятся друг другу родственниками и являются однофамильцами.

Два опopных столба из гранита высотой 55 и 60 метров установили в русле Дуная. Цепи, проходящие сквозь них, провели к подземным якорным камерам на обоих берегах. Одни только якоря весили 200 тонн. Общий вес металла, встроенного в мост, превысил 2 000 тонн.

Металлические части моста доставлялись из Англии водным путем через канал Майн – Дунай. Установка цепей завершилась в 1848 году. Не обошлось без инцидентов. Во время установки последнего цепного троса его часть упала на деревянную платформу, где в этом время находились наблюдающие специалисты и граф Иштван Сечени. Все упали в воду, один из рабочих погиб.

Строительство Цепного моста замедлила Венгерская революция 1848 — 1849 годов. Почти достроенный мост попеременно пытались уничтожить и австрийские солдаты, и восставшие. В обоих случаях вмешался инженер Адам Кларк, который сумел сберечь мост.

Торжественная церемония открытия моста прошла 20 ноября 1849 года. Как таковых праздничных мероприятий не было, так как прошло совсем немного времени после подавления восстания. Церемонией открытия руководил барон Гайнау, который стоял за расстрелом 13 пленных венгерских генералов в Араде и первого венгерского премьера Лайоша Баттьяни (он был расстрелян на месте, которое сейчас называется площадью Свободы). Венгры пребывали в возмущении и церемонию помимо солдат посетили лишь несколько случайных прохожих.

Идейный вдохновитель строительства Цепного моста Иштван Сечени по нему так и не прошелся. Незадолго до церемонии открытия психическое здоровье графа оказалось подорвано. Его перевезли в одну из психиатрических больниц Вены, где он провел последние годы своей жизни. В 1860 году граф Сечени застрелился.

Легенды о львах

Четыре каменных льва, «охраняющие» вход на Цепной мост с обоих берегов, появились тут в 1852 году. Их создал скульптор Янош Маршалко. Про львов на мосту также сложено несколько легенд. Одна гласит, что львы зарычат, когда по мосту пройдет мужчина, который ни на деле, ни в помыслах не думал об измене жене.

Согласно другой легенде, скульптура стали высмеивать, когда заметили, что у львов нет языков. Мол от стыда он даже бросился в Дунай и утонул. На самом же деле Янош Маршалко прожил долгую жизнь, а языки у львов есть, просто снизу их не видно. Сам скульптор отмечал, что львы не собаки и не должны сидеть с высунутыми языками.

Дальнейшая судьба моста

Еще до начала строительства предполагалось сделать проезд и проход по мосту Сечени платным. Дьёрдь Шина получил право собирать плату на протяжении 87 лет. Она составляла от 1 до 10 крейцеров в зависимости от того, кто проходил или проезжал по Цепному мосту. Но после образования Австро-Венгрии в 1867 году власти выкупили мост у венского банкира.

В 1899 году, когда отмечалось 50-летие Цепного моста, он обрел полное свое название. И стал называться Цепной мост Сечени.

Еще в 1873 году из отчета специалистов следовало, что мост нуждается в реконструкции. В связи с его состоянием было даже предложено запретить проезд грузовиков по Цепному мосту и перенаправить их на второй постоянный мост Маргит. Он открылся в 1876 году.

Реконструкция началась только в 1913 году и длилась два года. За это время многие элементы переправы были заменены на новые. Общий вес железных конструкций, встроенных в мост, увеличился более чем в два раза и превысил 5 000 тонн.

Главная трагедия в истории Цепного моста, как и других мостов Будапешта, наступила в 1945 году. Отступающие немцы взорвали его. После этого от первого постоянного моста остались лишь опopные столбы.

Восстановить мост решили в 1947 году. Частично использовали старые элементы переправы. Восстановление Цепного моста длилось до 1949 года. 20 ноября 1949 года состоялось повторное открытие Цепного моста Сечени. Оно произошло спустя ровно 100 лет после первого открытия.

В 1999 году к 150-летию моста компания GE Lighting подарила Будапешту новую систему освещения здания. Новые светильники так удачно вписаны в интерьер, что в дневное время их сложно заметить. С наступлением темноты мост красиво подсвечивается. Цепной Мост Сечени в огнях часто изображается на открытках и другой сувенирной продукции.

Мост Сечени в наши дни

Разговоры о необходимости закрыть Цепной мост Сечени на очередную реконструкцию идут с начала нулевых. По одному из планов работы должны были начаться в 2016 году, а вновь открыть мост хотели в 2019 году. Но ежегодно начало работ откладывают.

Хаpaктеристики моста

  • Длина – 380 метров (русскоязычная Википедия пишет 375 метров).
  • Ширина – 14,5 метра (проезжая часть – 6,4 метра, пешеходная часть – 2,2 с каждой стороны).
  • Длина цепных тросов – 202,6 метров центральный трос и по 88,7 метров с каждого из концов.
Читайте также  Австрия зальцбург достопримечательности

На мосту есть несколько табличек

На одной говорится, что сохранилось лишь два моста, которые спроектировал Уильям Кларк. Это Цепной мост Сечени и мост через Темзу в английском городе Марлоу. На второй говорится, что в 1945 году Цепной мост взорвали отступающие фашисты.

Со стороны Пешта к мосту примыкает площадь Сечени, со стороны Буды – площадь Адама Кларка. За ней начинается тоннель через Будайским холм. Budai Váralagút прокладывали с 1853 по 1857 года. Его длина 350 метров и почти совпадает с длиной Цепного моста.

Интересные факты о мосте

  1. Цепной мост Сечени стал стимулом для объединения Пешта, Буды и Обуды в один город Будапешт. Это произошло в 1873 году.
  2. Из-за того что длина тоннеля почти совпадает с длиной Цепного моста появилась шутка про местных жителей, которые так любят свой мост, что когда начинается дождь они «прячут» его в тоннеле.
  3. Подо львами с Будайской стороны размещены гербы двух семей, благодаря представителям которых проект Цепного моста воплотили в реальность. Речь о семьях Шина и Сечени.

Как добраться до моста

  • Автобус — №105, у него есть остановки у Цепного моста как со стороны Пешта, так и со стороны Буды.
  • Метро – М1, M2, M3 – станция Deák Ferenc tér, далее 10 минут пешком.
  • Трамвай – со стороны Пешта №2 (остановка Széchenyi István tér), со стороны Буды №19 и №41 (остановка Clark Ádám tér).

Цепной мост Сечени на карте

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Ведете Инстаграм или любой блог с фото? Снимаете на iPhone? Вам нужен мой пакет пресетов для обработки фото. Летняя акция!

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки — подписывайтесь на Youtube-канал.

Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки

Мост Сечени в Будапеште

Первый и главный мост Будапешта. Мост – символ. Мост – визитная карточка. Мост, появившийся на свет раньше самого города на 30 лет. Мост, объединивший Буду и Пешт и положивший начало формирования единого центра венгерского государства. Мост, значение которого для жителей Венгрии и, особенно, Будапешта переоценить невозможно.

По популярности среди достопримечательностей Будапешта , мост занимает второе место после всемирно знаменитого Здания Венгерского Парламента.

Кратко об истории Моста Сечени

Согласно городским легендам, гусар Иштван Сечени спешил на похороны отца в Австрию, но ледоход помешал ему перебраться через Дунай и задержал его на неделю. Молодой Сечени опоздал на похороны. Тогда он поклялся построить мост в Венгрии, который соединит два берега Дуная. Насколько эта история правдива, неизвестно никому. Однако известно, что именно граф Сечени был инициатором и главным лоббистом строительства первого в Венгрии моста через Дунай.

Иштван Сечени – венгерский реформатор, вложивший немало сил в развитие родной страны. В частности и в развитие трaнcпортной инфраструктуры. В частности и в строительство моста между городами Буда и Пешт, дабы, объединив их, создать экономический центр Венгрии (а также политический, культурный и социальный, на что были направлены другие его инициативы).

На тот момент венгры понятия не имели о строительстве мостов подобного уровня. Не имея ни знаний, ни технологических возможностей, было принято решение искать их в краях передовика промышленности – Британском королевстве. Там и был найден инженер, который предложил создать увеличенную копию его уже построенного моста. Там же были наняты и опытные рабочие.

Интересные факты о Цепном мосте Сечени

  • Цепной мост был построен в 1849 году и стал первым постоянным мостом, соединившим два берега Дуная. На тот момент, это был самый большой мост в мире, и носил он звание Нового Чуда Света. Носил он его гордо, правда совсем недолго. Уже через 3 года был построен Николаевский мост в Киеве идентичной конструкции, превышающий длину моста Сечени.
  • Львы, возлежащие на колоннах по обоим концам моста, изначально не планировались, а забрались туда в том же 1952 году.

Название свое в честь графа Сечени мост обрел в 1898 году, накануне празднования полувекового юбилея со дня открытия.

Во время Второй Мировой войны при отступлении фашисты уничтожили мост почти полностью (уцелели лишь опоры). Восстановление шло довольно тяжко, и повторно мост был открыт лишь в 1949 году – ровно через 100 лет после первого открытия.

Свое начало мост символично берет от площади Иштвана Сечени, на которой расположен памятник последнему и дворец Грэшема, а так же Венгерская Академия Наук (которой Сечени однажды пожертвовал годовой доход со всех своих имений). Концом же он не менее символично упирается в площадь Адама Кларка – английского строителя, руководившего возведением моста, впоследствии влюбившегося в Венгрию, выучившего венгерский, перебравшегося в Венгрию на ПМЖ и женившегося на венгерке. На площади Кларка расположен нулевой километр Венгрии, а так же старейший в мире Будапештский фуникулер, поднимающий туристов к Будайскому дворцу.

Это интересно:

В народе бытует поверье: если между львами моста Сечени пройдет женатый мужчина ни разу не изменявший своей жене (и даже ни разу не думавший об этом), львы зарычат. Пока нет информации, чтобы кто-то слышал львиный рев на мосту Сечени. Так что спешите: у Вас все еще есть шанс стать первым:)

Цепной мост Сечени на карте

Обзорные экскурсии по Будапешту

Мост Сечени, несомненно, являясь топовой достопримечательностью Будапешта, входит о все обзорные экскурсии по городу. Заказать одну из них надежнее заранее, на проверенном годами и нами лично ресурсе:

Чем знаменит Цепной мост в Будапеште

Цепной мост — одно из украшений Будапешта. Удивительная история строительства и реконструкции, достопримечательности главного моста Будапешта.

Украшением венгерской столицы с середины XIX в. является речной мост, соединяющий два противоположных берега города. Идея строительства моста возникла у политика и графа И. Сечени в начале 1820-х гг., когда он пытался переправиться через бурный зимний Дунай. Но возведение будущего «Цепного» моста началось лишь двадцать лет спустя, в 1842 г. Тогда возникла необходимость уменьшить количество человеческих жертв во время переправ через реку.

Кроме того, администрация венгерской столицы стремилась соединить Буду и Пешт, два отдельных города на левом и правом берегах Дуная.

Выбор архитектора

Экскурсия по мостам Будапешта обязательно включает и мост Сечени

Все работы оплатил граф И. Сечени, в честь которого назван мост. Хотя жители Будапешта предпочитают называть сооружение Старой Дамой, отдавая, таким образом, дань уважения возрасту и истории моста.

На роль главного архитектора Сечени выбрал англичанина В. Кларка, который строил мосты в Британии. Это стало причиной его отсутствия на закладке первого камня, поэтому все руководство строительством было передано шотландцу А. Кларку. Его лично отбирал из множества претендентов В. Кларк и перепоручил ему обещание, данное венгерскому графу. Адам Кларк не только постоянно присутствовал на строительстве, но и переехал на постоянное место жительство в Будапешт.

Строительство Цепного моста

Будучи в Будапеште, узнайте, где находится Цепной мост. Пройтись по нему — удовольствие!

В конце лета 1842 г. на закладке первого камня присутствовали представители императорской семьи, сам граф Сечени и главный архитектор А. Кларк. Долгие семь лет возводилась первая стационарная переправа через бурный Дунай. Украшением моста Сечении в Будапеште стали цепные пролеты, соединившие разные части строения и закрепленные в специальных якорных камерах. Открытие состоялось в ноябре 1849 г., хотя этому событию постоянно мешала австро-венгерская война.

Буквально за несколько месяцев до официального открытия, имперские войска сделали попытку взорвать Цепной мост. Спасение пришло неожиданно — А. Кларк приказал затопить якорные камеры, что предотвратило взрыв.

Общая протяженность моста составила триста восемьдесят метров. Въезд на Цепную переправу расположена в Пеште, на площади Рузвельта. А выезд — в Буде, на площади, названной в честь главного архитектора. Оба места знаменательны своими сооружениями. С пештской стороны мост Сечени стерегут львы, а с будайской — располагается фуникулер. Также тут отмечен нулевой километр.

Интересно, что на открытие граф и главный архитектор не присутствовали, и даже ни разу не прошлись по собственному творению инженерной мысли.

Туннель под Будайской горой в Будапеште

На фото: туннель напротив моста Сечени

А. Кларк под Будайской горой, как раз напротив моста, решил проложить туннель, длина которого чуть меньше длины «Старой дамы».

Туннель напротив Цепного моста имеет особенность — он исполняет желания! Верите вы или нет, проезжая по нему, задержите дыхание, загадав при этом сокровенное. Выдержать нужно от начала и до конца туннеля. В чем загвоздка, спросите вы — ведь длина его невелика? Будапешт, как и любая столица, страдает от пробок. А потому, покидая мост Сечени, готовьтесь к затору. И все же держите дыхание — ведь только так загаданное исполнится!

Мост Сечени: второе рождение

На фото: Цепной мост и вид на Дунай

Во Второй мировой войне цепная переправа стала объектом постоянных бомбардировок фашистами. Они же и взорвали его, отступая из Будапешта.

Инициаторами восстановления стали жители города, которые в канун Нового 1948 г. организовали всевенгерскую акцию сбора средств для проведения реставрационных работ. Посетители многих заведений страны при оплате заказов платили немного больше, чем было написано в чеках. Так была собрана необходимая сумма, и проведено восстановление моста. Был немного изменен внешний облик «Старой дамы»: расширен въезд на Цепной мост, что позволило увеличить проезжую часть. К 20 ноября (день рождения переправы) 1949 г. состоялось повторное торжественное открытие строения.

Читайте также  Финляндия площадь территории

В летнее время движение по мосту прекращается совсем. Здесь проводятся постоянные фестивали и концерты, привлекающие жителей соседних городов и стран. Красивейший мост Сечени украшает памятные фото многочисленных гостей Будапешта.

#шикарныйвид Здание парламента с Цепного моста Будапешта

Цепной мост Сечени

Цепной мост Сечени считают чуть ли не визитной карточкой Будапешта. Его изображение наряду с фотографиями Парламента, Базилики Святого Иштвана и Королевского дворца, можно увидеть на многих сувенирных открытках и туристических фотографиях. Как можно увидеть на карте, он соединяет между собой Будайскую и Пештскую части города. По двум сторонам находятся площади — Адама Кларка (Буда) и Рузвельта (Пешт). В любое время года, утром и вечером, здесь собирается огромное количество путешественников и местных жителей, чтобы смотреть на Дунай и проходящие по нему корабли.

Цепной мост Сечени (Széchenyi lánchíd)

История

Возведенный в 1849 году цепной мост стал на тот момент первым через Дунай во всей Венгрии. Проект разработал инженер из Англии Уильям Кларк, а самим строительством занимался шотландец Адам Кларк. Удивительно, но эти мужчины не состоят в родстве, а одинаковая фамилия — не более чем совпадение.

Жители Будапешта поначалу отнеслись к идее появления этой постройки скептически. Они боялись, что не удастся создать достаточно надежную конструкцию, опасались, что под ней будут скапливаться большие льдины по весне. Развеять их сомнения предстояло специально собранному обществу из влиятельных и богатых граждан во главе с графом Сечени.

Мост Сечении в 1900 году

Работы проводили строители, которые приехали в Будапешт из Великобритании. Стройка началась в 1840 году, а торжественное открытие состоялось в 1849. В дело вложили огромную на тот момент сумму — 4,5 миллиона форинтов.

Так выглядел цепной мост Сечени во второй половине 19 века

В начале 20-го века проводился ремонт, в ходе которого конструкцию укрепляли. Так постройка смогла выдерживать усилившийся поток автотрaнcпорта.

Во время Второй мировой войны подвесной мост взорвали, и от него сохранились только опopные столбы. В конце 40-х годов его построили с нуля. 20 ноября 1949 года движение восстановили, ровно через сто лет после первого открытия.

Цепной мост Сечени в 1945 году, после разрушения в результате военных действий

Как добраться до цепного моста Сечени

Добраться до моста самостоятельно несложно.

Точный адрес: Budapest, Széchenyi Lánchíd, 1051 Венгрия

Как добраться от вокзала Keleti:

Метро:от станции Keleti Pályaudvar по красной ветке до станции Deák Ferenc tér (5 минут).

Пешком:1,1 километр. Следуйте на запад по Deák Ferenc u. в сторону Deák Ferenc tér и поверните направо. Поверните налево на Erzsébet tér, а потом направо. Поверните налево на József Attila u, а затем плавный поворот налево на Eötvös tér/Széchenyi István tér. И еще один поворот налево на Széchenyi Lánchíd. Пункт назначения будет справа.

Метро:от станции Keleti Pályaudvar по зеленой ветке до станции Fővám tér (5 минут).

Трамвай:от остановки Fővám tér M на трамвае 2 до остановки Eötvös tér (5 минут).

Пешком:400 метров. Следуйте на восток по Eötvös tér. Поверните налево и продолжайте движение по Eötvös tér. Плавный поворот налево на Széchenyi Lánchíd и пункт назначения будет справа.

Автобус:от остановки Keleti pályaudvar M на автобусе 5 до остановки Szarvas tér (10 минут).

Пешком:1,1 километр. Следуйте на юго-восток по Attila út в сторону Szarvas tér. Поворачивайте налево на Apród u и продолжайте движение по Ybl Miklós tér. На круге сверните на 1-й съезд на Széchenyi Lánchíd. Пункт назначения будет слева.

Цепной мост Сечени на карте

Что посмотреть

Когда мост только был построен, его называли чудом света. Цепным он является потому, что именно цепи из металла фиксируют основание моста, дорогу, по которой ходит тяжелый трaнcпорт. Он был назван в честь известного графа Сечени, мецената и политика, внесшего огромный вклад в процесс строительство, в том числе и денежный. Свое имя цепной мост получил лишь через 50 лет после открытия.

Металлические цепи цепного моста Сечени. По всей длине моста установлены фонари, которые освещают мост ночью

Длина сооружения составляет 375 метров. Посередине находится проезжая часть, по которой в обе стороны ездят машины и общественный трaнcпорт. По бокам предусмотрены пешеходные тротуары. Общая ширина составляет порядка 15 метров.

Главной достопримечательностью здесь являются фигуры львов, которые восседают на постаментах по обе стороны моста. Их создал скульптор Янош Маршалко. По легенде львы зарычат, если между ними пройдет мужчина, который никогда не изменял своей супруге и даже не думал об этом. Скульптуры очень напоминают те, что находятся в Лондоне на Трафальгарской площади, однако венгерские были построены несколькими годами ранее. Фигуры выполнены из чугуна, на каждой из них есть герб Венгрии, а на тех, которые стоят с Будайской стороны, еще и гербы двух влиятельных семей — Шина и Сечени. Высота постаментов составляет три метра.

Львы моста Сечени. Судя по легендам, которые придумывают венгры, то их можно назвать весьма изобретательными людьми с хорошим чувством юмора

С Пештской стороны на цепном мосту можно увидеть памятную табличку, которая сообщает, что данное сооружение является одним из двух, которые строил Уильям Кларк и которые сохранились по сей день. Вторая постройка — это очень похожий по своей конструкции цепной мост Марлоу в одноименном британском городе. По нему люди могли пересекать Темзу.

Цепной мост горячо любим венграми, ведь для них он также символизирует и независимость страны. В 1989 году здесь прошли демонстрации против коммунистического строя, приведшие в итоге к его падению.

По вечерам здесь включается иллюминация. На опорах моста играют огни от больших прожекторов, а на крае пешеходной части и на цепях горят более мелкие, но не менее яркие огоньки. Первый раз освещение включили в 1937 году, когда в Венгрию приехали с визитом итальянский король Виктор Эммануил III и австрийский канцлер Шушниг.

Иллюминация моста Сечени. Кстати, у его подножия размещено два ресторана — Pontoon и Raqpart. Днем вы можете там довольно бюджетно пообедать, а вечером отдохнуть среди шумной толпы веселых людей

Одно из бесплатных восхитительных удовольствий — насладиться видом на закат напротив моста Сечени

Полезные советы

  • На Пештской стороне около моста в барах и кафе любит развлекаться местная молодежь.
  • После прогулки самое милое дело сесть на фуникулер Шикло и отправиться к Будайской крепости, откуда открывается красивый вид на Дунай.
  • Посмотреть на конструкцию интересно и с воды. Можно проехать под ней на речном трамвайчике. Билеты на него продаются в метро или любом другом месте, где торгуют проездными на общественный трaнcпорт.
  • Зимой здесь может быть очень холодно и ветрено, лучше взять с собой теплые вещи, шарфы и шапки.
  • Летом по выходным проезд иногда перекрывают для проведения ярмарок или выступлений.

С лавочек на набережной возле моста открывается прекрасный вид. Обратите внимание, отсюда также видно Царский дворец и Рыбацкий бастион

Интересные факты

  • В 2001 году под мостом пролетел венгерский летчик Бешеньеи, перевернув самолет кабиной вниз. Теперь этот трюк входит в обязательную программу на чемпионате Red Bull.
  • По легенде венгерский мальчуган обвинил Маршалко в том, что он забыл сделать львам языки. Это случилось прямо в день открытия на глазах у всех собравшихся, и скульптор не смог вытерпеть такого унижения и бросился в реку. Однако это всего лишь история: на самом деле Маршалко прожил долгую жизнь, а про языки говорил, что львы просто не высовывают их без надобности. Конечно, скульптор не забыл про эту часть тела животного, однако увидеть языки можно только сверху.
  • Ходили слухи, что граф Сечени был так заинтересован в строительстве моста, потому что из-за его отсутствия опоздал на похороны собственного отца.
  • Граф Сечени и Уильям Кларк на церемонии открытия не присутствовали, более того, ни один из них ни разу не прошелся по своему детищу.
  • До Второй мировой войны за переезд по мосту надо было платить деньги, сейчас передвигаться по нему как на трaнcпорте, так и пешком можно бесплатно.
  • 20 ноября жители Будапешта отмечают день рождения моста Сечени.
  • За цепным мостом расположен тоннель, который уходит под Будайскую гору. Местные любят шутить, что во время дождя его можно спрятать в тоннеле.
Виртуальная экскурсия по цепному мосту Сечени в Будапеште
Цепной мост Сечени в Будапеште на видео

Сегодня в Будапеште есть много мостов, соединяющих разные части города. Помимо цепного Сечени можно посмотреть следующие: Эржeбeт, Свободы, Маргит (с него можно добраться до острова Маргит), Арпада, Петёфи, Paкоци и Медьёри. Если после посещения Сечени хочется задержаться в том же районе, то можно отправиться к Королевскому дворцу, посетить Рыбацкий бастион, зайти в Музей истории или Национальную галерею, подняться на холм Геллерт. Либо можно пройтись в другую сторону и остаться в Пеште смотреть на Парламент и гулять по набережной.


Достопримечательности Чехова: 35 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Чехова: 35 мест с фото и описаниями Чехов: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

26 04 2024 5:58:57

ТОП-14 достопримечательностей Минеральных Вод

ТОП-14 достопримечательностей Минеральных Вод Описание главных достопримечательностей Минеральных Вод. Что посмотреть в городе, куда сходить с ребенком? Фото, названия, адреса, как добраться....

25 04 2024 2:23:25

Токийская телевизионная башня

Токийская телевизионная башня Телевизионная башня Токио признана самой высокой телeбашней в мире. Ее огромный шпиль заметен из любой точки города. Вместе с антенной эта телeбашня поднимается на 634 м, что всего на 194 м ниже дубайского небоскреба Бурдж-Халифа (828 м), который на сегодняшний день считается самым высоким в мире зданием....

24 04 2024 9:10:29

Достопримечательности Верхней Пышмы: 20 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Верхней Пышмы: 20 мест с фото и описаниями Верхняя Пышма: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

23 04 2024 13:35:53

Брусенский Успенский монастырь, Коломна: фото, адрес, телефон

Брусенский Успенский монастырь, Коломна: фото, адрес, телефон Брусенский Успенский женский монастырь - одна из достопримечательностей Коломны, которую непременно стоит посетить....

22 04 2024 9:43:55

Авиабилеты шри ланка

Авиабилеты шри ланка Дешевые авиабилеты Москва — Шри-Ланка, поиск низких цен на билеты, актуальная стоимость авиарейсов на 2020 год, типы самолетов и аэропорты вылета....

21 04 2024 2:35:11

Кабардинка достопримечательности и развлечения

Кабардинка достопримечательности и развлечения Достопримечательности Кабардинки - что посмотреть в поселке, описание, фото, адреса и карта мест, рекомендованных туристам для посещения...

20 04 2024 11:52:11

Лермонтово достопримечательности и развлечения

Лермонтово достопримечательности и развлечения Описание и фото 6 популярных достопримечательностей Лермонтово в Краснодарском крае. Куда сходить самостоятельно. Что посетить вместе с детьми. Сезонные экскурсии. Водопады Тенгинка. Аквапарк “Черномор”. Река Шапсухо....

19 04 2024 12:47:41

Храм байон в камбодже

Храм байон в камбодже Байон — храм с огромными каменными головами, встречающимися на каждом шагу, является жемчужиной Ангкор-Тхома. Всего на 54 башнях храма находится 216 голов...

18 04 2024 11:16:40

Описаны достопримечательности в Кемерово. Вы увидите фото, адреса и названия мест и развлечений. Что стоит посмотреть туристу в городе? Куда повести ребенка?...

17 04 2024 14:54:27

Описаны достопримечательности в Кемерово. Вы увидите фото, адреса и названия мест и развлечений. Что стоит посмотреть туристу в городе? Куда повести ребенка?...

17 04 2024 3:25:24

Питомник растений Южный, Серпухов: адрес, фото, как добраться

Питомник растений Южный, Серпухов: адрес, фото, как добраться Питомник растений Южный - одна из достопримечательностей Серпухова, которую непременно стоит посетить....

16 04 2024 7:53:33

Достопримечательности Волжского: 28 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Волжского: 28 мест с фото и описаниями Волжский: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

15 04 2024 17:38:35

Великие достопримечательности мира

Великие достопримечательности мира Мир полон удивительных мест, искусственных и естественных. Каждый год миллионы людей стекаются из одной части мира в другую, чтобы провести свой отпуск с друзьями и семьями и получить новые впечатления. В мире много великих исторических мест, и трудно решить, какое из них самое феноменальное. У каждого свой список, но здесь, в New-Science.ru, мы предоставляем Вам …...

14 04 2024 12:41:54

Коломенский кремль: фото, адрес, часы работы

Коломенский кремль: фото, адрес, часы работы Коломенский кремль - одна из самых известных достопримечательностей Коломны, которую непременно стоит посетить....

13 04 2024 13:36:52

Достопримечательности Ливадии: 20 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Ливадии: 20 мест с фото и описаниями Ливадия: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

12 04 2024 19:13:43

Как называется башня с часами в лондоне

Как называется башня с часами в лондоне АиФ.ru отвечает на популярные вопросы читателей....

11 04 2024 22:32:24

Мечеть кул шариф в казани адрес

Мечеть кул шариф в казани адрес Мечеть Кул Шариф в Казани: режим работы 2021 и стоимость билетов, официальный сайт Мечеть Кул Шариф расположена в западной части комплекса Казанского Кремля на территории бывшего юнкерского...

10 04 2024 21:55:46

Бобренев монастырь, Коломна: расписание богослужений, адрес, фото

Бобренев монастырь, Коломна: расписание богослужений, адрес, фото Бобренев монастырь - одна из достопримечательностей Коломны, которую непременно стоит посетить....

09 04 2024 6:24:35

Дешевые билеты в прагу

Дешевые билеты в прагу Авиабилеты Москва ✈ Прага дешево от 3 900 руб. Сравните цены, выберите прямой рейс или транзит и купите билет на самолет онлайн!...

08 04 2024 0:59:43

Описание памятника минину и пожарскому кратко

Описание памятника минину и пожарскому кратко Памятники Москвы - Памятник Минину и Пожарскому: история создания, описание...

07 04 2024 18:14:32

Билет на гавайи цена

Билет на гавайи цена Горящие туры на курорт Гавайские острова (США) 2021 по недорогим ценам с перелетом из Москвы для незабываемого отдыха от туроператора Coral Travel. ☎: +7(495) 230-30-88....

06 04 2024 8:16:25

Озеро комо италия достопримечательности

Озеро комо италия достопримечательности Озеро Комо расположено в северной части Италии, в регионе Ломбардия. По размерам Лаго ди Комо уступает соседним Гарде и Лаго-Маджоре, но принадлежит к числу самых глубоководных озер континента. Узкое, вытянутое по меридиану озеро на юге разделено на два рукава....

05 04 2024 18:12:30

Достопримечательности Набережных Челнов: 30 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Набережных Челнов: 30 мест с фото и описаниями Набережные Челны: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

04 04 2024 22:17:12

Экскурсия по достопримечательностям города Нальчик

Экскурсия по достопримечательностям города Нальчик Описание и фото достопримечательностей Нальчика (Кабардино-Балкария). Что посмотреть в городе туристу? Куда сводить ребенка? Адреса и названия....

03 04 2024 16:18:16

Рассмотрены главные достопримечательности города Чебоксары. Что посмотреть туристу и куда можно пойти с детьми? Развлечения. Фото, описания, адреса и названия....

02 04 2024 21:36:17

Рассмотрены главные достопримечательности города Чебоксары. Что посмотреть туристу и куда можно пойти с детьми? Развлечения. Фото, описания, адреса и названия....

02 04 2024 9:18:39

Пещерные храмы индии

Пещерные храмы индии Туроператор Кайлаш :: Пещерные города Аджанта и Эллора. Тур в Индию...

01 04 2024 11:43:45

Достопримечательности Подольска: 35 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Подольска: 35 мест с фото и описаниями Подольск: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

31 03 2024 15:48:28

Покровский собор храм василия блаженного

Покровский собор храм василия блаженного Храм Василия Блаженного: кто же автор Покровского собора? Почему Храм Василия блаженного хотели уничтожить? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в нашей статье!...

30 03 2024 18:57:46

Достопримечательности великобритании кратко

Достопримечательности великобритании кратко Достопримечательности Великобритании Данный раздел включает главные достопримечательности Великобритании с фото и описанием, метками на карте, подробным списком интересных мест. На страницах...

29 03 2024 10:42:29

Авиабилеты на сейшелы

Авиабилеты на сейшелы Дешевые авиабилеты Москва — Сейшелы, поиск низких цен на билеты, актуальная стоимость авиарейсов на 2020 год, типы самолетов и аэропорты вылета....

28 03 2024 13:33:11

Достопримечательности Подмосковья

Достопримечательности Подмосковья Достопримечательности Подмосковья...

27 03 2024 12:59:53

Достопримечательности Тарусы: 30 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Тарусы: 30 мест с фото и описаниями Таруса: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

26 03 2024 1:12:33

Гора Машук — символическая гора в Пятигорске

Гора Машук — символическая гора в Пятигорске Описание и фото горы Машук в городе Пятигорск. Где находится гора на карте, как добраться? Высота и легенды. Канатная дорога и другие достопримечательности Машука....

25 03 2024 9:45:12

Троицкий собор троице сергиевой лавры

Троицкий собор троице сергиевой лавры Троицкий собор Троицкий собор — первое каменное здание, построенное в Сергиевой Лавре, и один из немногих сохранившихся до наших дней храмов московского зодчества XIV — первой половины XV...

24 03 2024 22:18:21

Достопримечательности Дивноморского: 20 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Дивноморского: 20 мест с фото и описаниями Дивноморское: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

23 03 2024 14:19:55

Пизанская башня тоскана

Пизанская башня тоскана До сих пор до конца непонятно, Пизанская башня — это чудо или ошибка итальянской архитектуры? Разбираемся, почему башня под н......

22 03 2024 10:39:35

Достопримечательности Архыза – самые интересные места

Достопримечательности Архыза – самые интересные места Описание и фотографии самых интересных достопримечательностей поселка Архыз. Что посмотреть, куда сходить? Адреса, названия мест. Озера, водопады, горы, храмы и пр....

21 03 2024 10:51:52

Дворец культуры и науки варшава

Дворец культуры и науки варшава Дворец культуры и науки - первый небоскреб Варшавы где находится и как туда добраться. Что посмотреть. Часы работы и стоимость посещения....

20 03 2024 12:33:24

Университет детей при политехническом музее

Университет детей при политехническом музее Университет детей — место встречи современных ученых и специалистов в разных областях науки с детьми 7−14 лет, которым не хватает......

19 03 2024 18:27:27

Большое болдино достопримечательности

Большое болдино достопримечательности Музей-заповедник «Болдино»: сайт, усадьба Пушкина в Болдино и филиалы музея, цены и время работы, Болдинская осень, фото, видео, где находится и как доехать....

18 03 2024 18:13:38

Билеты в париж на самолет дешево

Билеты в париж на самолет дешево Дешевые авиабилеты в Париж и обратно. Сравните цены авиа­компаний, выберите прямой рейс и купите билеты в Париж онлайн!...

17 03 2024 19:45:59

Башня монпарнас париж

Башня монпарнас париж Башня Монпарнас в Париже стала самым высоким зданием Европы по окончанию строительства в 1972 году и ныне является единственным небоскребом в внутри города...

16 03 2024 15:14:28

Достопримечательности Коломны: 39 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Коломны: 39 мест с фото и описаниями Коломна: достопримечательности города. Что посмотреть самостоятельно за 1 день, куда сходить, куда поехать на машине....

15 03 2024 2:47:22

Театр сатиры как добраться на метро

Театр сатиры как добраться на метро Театр сатиры в Москве. Официальный сайт, афиша 2021, спектакли, актеры, репертуар, схема зала, отзывы, цены, купить билеты, фото, видео, отели рядом, как добраться...

14 03 2024 0:46:57

Достопримечательности Прокопьевска: 20 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Прокопьевска: 20 мест с фото и описаниями Прокопьевск: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

13 03 2024 20:50:28

Достопримечательности Ялты: 35 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Ялты: 35 мест с фото и описаниями Ялта: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

12 03 2024 1:55:27

Достопримечательности Лениногорска: 9 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Лениногорска: 9 мест с фото и описаниями Лениногорск: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

11 03 2024 12:22:21

Достопримечательности Широкой Балки: 15 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Широкой Балки: 15 мест с фото и описаниями Широкая Балка: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

10 03 2024 17:41:17

Коломна музеи и достопримечательности

Коломна музеи и достопримечательности красивые места для экскурсий...

09 03 2024 6:57:29

Венгрия площадь территории

Венгрия площадь территории GEO: играй знаниями. Венгрия. Детальная информация. Приграничные страны, карты, деньги, коды. Политическая география, история. Физическая география: моря, реки, озёра, проливы, острова, горы, вулканы, пустыни, пещеры....

08 03 2024 5:39:17

Еще:
Путешествия -1 :: Путешествия -2 :: Путешествия -3 :: Путешествия -4 ::