Памятник медному всаднику в питере
Медный всадник в Санкт-Петербурге — памятник Петру I
Медный всадник в Санкт-Петербурге — самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Медный всадник окружен известными достопримечательностями: с запада расположены здания Сената и Синода, с востока — Адмиралтейство, с юга — Исаакиевский собор.
Медный всадник — история создания
Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», — писал Дидро о Фальконе.
Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контpaкт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой — другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.
Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа. Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не тpaктую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям», — писал он Дидро.
Работа над памятником Петру I — Медный всадник
Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу дeвyшку приняли в члeны Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.
Раздавленная змея символизирует враждебные силы
Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.
Отливка Медного всадника
Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой — не более одного сантиметра.
Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».
Установка Медного всадника
Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.
Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем, доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. В извлечении и трaнcпортировке камня участвовали тысячи людей. Камень установили на платформу, передвигавшуюся по двум параллельным желобам, в которую были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и 27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива. Осенью глыбу погрузили на судно, специально построенное мастером Григорием Корчебниковым и 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади.
В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж.
Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента, но его создатель так и не был приглашен на это событие. Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под баpaбанную дробь полотняная ограда с монумента упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы.
Памятник Медный всадник
Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла — звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника — восемь тонн, а высота — пять метров.
Медный всадник — название
Название Медный всадник памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.
Легенды и Мифы о Медном всаднике
- Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан — так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник
- Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте — памятник Как змея спасла Петра I
- Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей
- Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России
Интересные факты о памятнике Медный всадник
- Tрaнcпортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
- Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда всё-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение
- В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года
Медный всадник в Санкт-Петербурге — главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.
Мистика витает в воздухе: «Всадник Апокалипсиса» и другие легенды о статуе Петра на Сенатской площади
Петербург 18 августа отмечает важную дату. Ровно 239 лет назад, в 1782 году, был торжественно открыт знаменитый памятник Петру Великому — Медный всадник. Скульптура давно стала одним из главных символов Северной столицы. Однако внимание к памятнику столетиями и по сей день было приковано не только из-за его величественного внешнего вида. Медный всадник еще до своего возникновения на Сенатской площади был окутан мистическими историями и легендами, которых с течением времени становилось все больше.
Благословление царя
Этьен-Морис Фальконе, которому довелось ваять легендарный памятник Петру I, начал работать над его созданием в 1766 году. Создатель монументального произведения во время работы старался изучить как можно больше о жизни последнего царя всея Руси. Французский скульптор поднял множество архивов и документов, встречался с людьми, которые знали Петра Великого лично — все для создания достоверного образа императора.
Согласно легенде, Фальконе настолько старался прочувствовать все, что окружало царя, что однажды даже остался на ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду. Во сне скульптору явился дух Петра, которому тот пообещал служить верой и правдой и создать достойный великого государственного деятеля памятник.
Гром-камень
Напоминающий морскую волну камень, на котором поныне стоит бронзовая статуя всадника, долгое время был настоящей головной болью скульптора. Ходят слухи, что ради поисков глыбы даже дали объявление в газетах. На него откликнулся поставщик строительного камня Семен Вишняков, который узнал от неизвестного юродивого интересный факт: недалеко от Лахты была гранитная скала, которую сразила молния. Именно поэтому крестьяне прозвали расколотую глыбу Гром-камнем. Они также поговаривали, что во время Северной войны сам Петр Великий взбирался на скалу, чтобы лучше видеть расположение войск.
Как конкретно удалось в далекие от наших дней времена переместить громадину из Лахты на Сенатскую площадь, остается загадкой. Гравюры с изображениями и официальный документ о трaнcпортировке Гром-камня могли быть лишь способом намеренно исказить правдивую информацию. Все ради того, чтобы скрыть, сколько людей погибло при перемещении валуна.
Бедный, бедный Павел
Еще одна мистическая история получила свое начало до возникновения памятника Петру Великому и обрела логичное завершение после cмepти его правнука Павла I. Последний однажды якобы встретил подозрительного человека в черном плаще, который скакал прямо по Сенатской площади. Странная фигура обмолвилась пророческими словами: «Бедный, бедный Павел. Скоро ты снова увидишь меня здесь». Таким образом, Павлу довелось столкнуться лицом к лицу с призpaком своего знаменитого родственника.
Однако встрече Павел I не сильно обрадовался. По словам очевидцев, мужчина побледнел как cмepть и еще долго не мог оправиться от потрясения. И не зря он предчувствовал скорую кончину — Павла убили в Михайловском замке, несмотря на его так называемый защитный обряд — установку собственного памятника Петру с гравировкой «прадеду от правнука».
Всадник Апокалипсиса
Когда Медный всадник, наконец, стал достоянием Сенатской площади и всего города на Неве, старообрядцы дали ему собственное название. Так, памятник неофициально стал «Всадником Апокалипсиса», а во всех новшествах и преобразованиях людям мерещились пророчества. Они говорили, что памятнику «… имя cмepть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».
Мистики памятнику прибавила и русская литература — спасибо Александру Сергеевичу Пушкину. Некоторые особо пытливые умы смогли найти подтверждение своих теорий в поэме великого классика «Медный всадник».
Змея-спасительница
Если верить еще одной легенде, Петр Великий едва не сгинул в Неве, когда в лихорадке ему померещилось наступление шведов. В бреду он пытался прыгнуть воду прямо на коне, но сделать царю это не удалось — змея обвила ноги скакуна.
Было ли это на самом деле, остается лишь догадываться. Доподлинно известно лишь одно — змея стала неотъемлемой частью монументального произведения. При этом создал ее не Фальконе, а русский скульптор Федор Гордеев.
Враг не пройдет
С течением времени Медного всадника начали наделять новыми свойствами. Так, в годы Великой Отечественной войны жители Ленинграда верили: памятник Петру Великому является хранителем города. Пока Медный всадник, а также статуи полководцев Суворова, Кутузова и Барклая де Толли стоят на своих местах, враг в город не пройдет. Так и случилось — за 900 дней блокады Ленинграда немцы не смогли прорваться в город, а памятники чудом остались целыми и невредимыми.
Напомним, что Медный всадник сейчас находится на масштабной реставрации. К юбилею, который состоится в 2022 году, памятник примет еще более строгий и стройный вид. Об этом писали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.
Медный всадник
Медный всадник — самый знаменитый памятник Петру I — был установлен в 1782 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге по приказу Екатерины II.
История создания
Для работы был приглашен французский скульптор Этьен Фальконе, работавший в то время на фарфоровом заводе. Его кандидатуру предложил императрице Дени Дидро. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. Корысти не знает», — писал философ о Фальконе. Получив приглашение, скульптор сразу же согласился, он всегда мечтал о монументальном искусстве.
Фальконе решил представить Петра I как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны». «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается наверх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побежденных им трудностей».
Чтобы создать точную модель скульптор велел построить площадку с тем же наклоном, который должен был иметь постамент. Фальконе делал зарисовки, глядя, как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Голову Петра I вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло. Скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II бpaковала ее. В результате Мари предложила свой эскиз, который и был утвержден императрицей. За эту работу дeвyшку приняли в члeны Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня — символ злых сил и победы Петра I над противниками его реформ, а также являющуюся третьей точкой опоры скакуна — выполнил русский скульптор Федор Гордеев.
Поиском камня-монолита Академия художеств занялась, когда еще не была готова модель памятника. Говоря современным языком, был объявлен конкурс на поиск камня для постамента, газета «Санкт-Петербургские ведомости» напечатала объявление. Камень был найден в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга крестьянином Семеном Григорьевичем Вишняковым. За эту находку его наградили премией в 100 рублей. Гранитная скала, разбитая ударом молнии, была названа «Гром-камень». Она больше чем на 4 м ушла в землю и вся была покрыта мхом. Монолит весил около 1600 тонн. Tрaнcпортировка камня заняла около полугода, сначала его на специальной платформе всю зиму волокли до Финского залива, а затем переправляли на судне.
Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. В то время это был пустырь, еще не было ни здания Сената, ни Исаакиевского собора. Начиная с 1775 года велись работы по отливке памятника. Этьену Фальконе не удалось завершить монумент самому, довершили дело Ю.М. Фельтон и Ф.Г. Гордеев.
Торжественное открытие памятника с военным парадом состоялось 7 августа 1782 года, в день 100-летия вступления Петра I на русский престол. Сигнал к открытию дала сама императрица.
Интересные факты
По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I Лета 1782» на русском и латинском языках. Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам.
В память об открытии монумента была выпущена серебряная медаль с его изображением. Три экземпляра этой медали сделали из золота. Одну золотую и одну серебряную медаль императрица отправила Фальконе, который получил их из рук князя Д. А. Голицына в 1783 году.
Своим названием Медный всадник обязан одноименному произведению А.С. Пушкина, хотя выполнен памятник из бронзы. Медный всадник фигурирует в романах Ф.М. Достоевского и Андрея Белого.
Во время блокады Ленинграда Медный всадник был укрыт мешками с землей и песком, обшит бревнами и досками.
При реставрации памятника в 1976 году проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Благодаря этому исследованию выяснилось, что каркас памятника может служить еще долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации, ее участниках и газетой от 3 сентября 1976 года.
Перед 300-летием Петербурга памятник был в очередной раз отреставрирован. Скульптуру очистили от патины, вокруг монумента установили невысокую ограду.
Медный всадник
Медный всадник: история и современность
Петр I — наиболее значимая фигура в российской истории последних веков. Он стал основателем нескольких городов и «прорубил» окно в Европу. Он стал «злым гением» для Швеции, покорившей значительную часть мира. Он попытался старую Русь, ходившую в лаптях, сделать европейским государством. Удалось не все, и не в той мере, как он хотел. Дело Петра было продолжено Екатериной I, дочерью Елизаветой Петровной и Екатериной II — немкой, сделавшей для страны больше, чем многие русские.
Петру I за его заслуги перед Россией и в соответствии с императорским статусом было поставлено много памятников, из которых наиболее известным является Медный всадник, разместившийся по заказу Екатерины Великой на Сенатской площади Санкт-Петербурга.
Важно подчеркнуть, что монумент и сам по себе является значимым событием в мировой архитектуре, и расположен среди зданий, сыгравших в судьбе страны значительную роль.
Современная панорама памятника:
Как создавался медный всадник
Инициатором возведения столь грандиозного медного, а точнее, бронзового, памятника стала императрица Екатерина ii. По ее распоряжению князем А. Голицыным приглашения взять работу на себя были отправлены Дидро и Вольтеру. Важно отметить, что с последним Екатерина долгое время переписывалась лично и очень ему доверяла.
Профессора лично не стали заниматься решением данного вопроса, но посоветовали обратиться к Этьену-Морису Фальконе. По рекомендации Вольтера, скульптор отличался тонким вкусом и умом. И не требовал с работодателей большой оплаты за свой труд.
Фальконе мечтал перейти от фарфоровых кувшинов и тарелок к монументальной скульптуре. Он не раздумывал, когда ему поступило предложение поработать над скульптурой всадника, изображавшей русского царя. Он согласился на оплату 200 тыс. ливров и переехал в Россию.
Ему пришлось столкнуться с тем, что единства мнений по поводу памятника и облика великого Петра I нет. Екатерина хотела видеть его на коне, И. Бельский, возглавлявший Императорскую Академию искусств, предпочитал более «классическое» воплощение — без лошади. Единственное, что хотели видеть все — жезл или скипетр в руке. Дидро предлагал вообще отойти от канонов создания памятников и отдать предпочтение фонтану. Штелин отдавал предпочтение аллегориям, но не вокруг фонтана, а вокруг Петра I. Скульптуры должны ассоциироваться с Благоразумием, Трудолюбием, Правосудием и Победой. А под ногами самодержца должны были пасть пороки человека, олицетворяющие лень, нежелание учиться, стремление к обману себе подобных и зависть к окружающим
Читайте также Ансамбль смольного монастыряЭтьен Фальконе отказался реализовывать любой из предложенных вариантов. Он полагал, что скульптура должна быть одна, и обязана олицетворять и человека, и благодетеля, и самодержца.
Под работу по приказу Екатерины был выделен Зимний дворец, занимаемый в свое время Елизаветой Петровной. Модель лошади создавалась по эскизам, зарисованным с жеребцов Каприз и Бриллиант. В задачу гвардейских офицеров входило ставить коня на дыбы и удерживать его в таком положении, как можно дольше.
Фальконе не удалось вылепить голову Петра I так, как этого хотелось Екатерине. В итоге эта работа была перепоручена помощнице мастера Мари-Анн Колло. Ей удалось получить нужное сочетание мужественности, воли и разума. Дeвyшка, прибывшая в Россию вместе с Фальконе, в одночасье стала члeном Императорской Академии искусств за свою работу. А от императрицы ей пожалована пенсия в размере 10 тыс. ливров. Получать деньги Мари должна была пожизненно. Федору Гордееву — скульптору из России — поручено создать змею, попираемую Петром.
К середине 1778 года гипсовая модель готова. Екатерина II не одобрила облик, предложенный Фальконе, но не отобранный ею лично.
Как отливался Медный всадник
Важно подчеркнуть, что памятники таких размеров ранее не делались и не отливались. Никто из литейщиков того времени не гарантировал ни качество, ни сроки изготовления. При этом за отливку с Фальконе запрашивали значительные суммы денег.
По итогам поисков к работе был подключен Емельян Хайлов, ранее занимавшийся отливкой пушек. Долгое время подбирался нужный состав. Скульптура императора имеет значительные размеры, но при этом опирается только на три точки. Значительная часть статуи для облегчения веса должна была стать полой, а толщина стенок не должна превышать сантиметра.
Первая попытка отлить оказалась неудачной. Лопнула труба, по которой подавалась бронза. Пpaктически ценой своей жизни Хайлов предотвратил пожар. Памятник был испорчен. На подготовку новой модели ушло почти три года. Отливка завершилась успешно. Автор не смог избежать искушения и оставил надпись на плаще о том, что над данной скульптурой работал Этьен Фальконе.
Как проходила установка монумента
По первоначальному замыслу скульптора постамент предстояло вытесать в форме волны, используя природный камень. Но найти обломок скалы высотой более 11 метров долго не удавалось. В итоге решили обратиться к горожанам, и в газете «Санкт-Петербургские новости» опубликовали просьбу указать, где можно найти нужный камень, чтобы установить памятник.
Вскоре поступила информация от крестьянина Семена Вишнякова, что подходящая скала обнаружена в непосредственной близости от деревни Лахта. Обломок получил название Гром-камня.
Его доставка стала целым событием. Первоначально на специальных платформах перекатили к водам Финского залива. От места находки к воде прокопали специальные желоба, в которые уложили шары из медного сплава. По шарам и катили платформу с камнем. Далее уже по воде на выстроенной только для камня барже везли к Сенатской площади. Во всех операциях, связанных с доставкой, было занято свыше 1000 человек.
Процесс извлечения Гром-камня из земли был начат 15 ноября 1769 года и только осенью 1770 года его удалось погрузить на борт баржи, специально для этого выстроенной на верфях города. 25 сентября 1770 года камень был перевезен на Сенатскую площадь.
Размах операции был столь велик, что за ее ходом следили даже в Европе. Ранее ничего подобного в современной истории не было (если не считать Египетские пирамиды). Екатерина II для наиболее активных участников учредила награду «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
Важно подчеркнуть, что Екатерина II так и не одобрила проект памятника. Ее отношение к скульптору ухудшалось с каждым годом и днем. До конца 1778 года Фальконе, не завершив работу, покидает Россию. Вместе с ним уезжает и Мари-Анн Колло. Далее операцией по установке руководил Федор Гордеев.
Открытие монумента
Зрители были приглашены на открытие Медного всадника 07 августа 1782 года. По различным причинам скульптор Фальконе так и не получил приглашения на парад по случаю окончанию отливки и монтажа памятника.
В честь данного события был проведен военный парад под руководством князя Голицына. Екатерина почтила своим присутствием балкон Сената. По взмаху руки императрицы с монумента удалена ткань, Петр I предстал перед изумленной публикой.
Если говорить о технических параметрах Медного всадника, то его вес превысил 8 тонн, высота непосредственно Петра I, восседающего на лошади, 5 метров. С лицевой стороны на постаменте высекли посвящение «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782». Такая же надпись, но уже на латыни, была сделана на реверсе памятника.
Важно подчеркнуть, что название Медный всадник не появилось сразу. Тем более что скульптура отлита из сплавов бронзы. Устоявшееся современное название неофициально присвоено скульптуре только после выхода в свет произведения А. С. Пушкина «Медный всадник».
Медный всадник: мифы, небылицы и легенды
Среди наиболее востребованных у туристов мифов можно выделить следующие:
— Петр I отлично управлялся с лошадьми, сам не раз скакал во главе войск. Любил и похвастаться своей выправкой и выездкой. Один раз, приняв на гpyдь лишнего, решил показать, что может перепрыгнуть через Неву. Первые два раза ему это удалось. Но на третий раз он опрометчиво произнес фразу «Все мое и божье» по время прыжка. Наказание от господа последовало немедленно. И всадник, и конь окаменели там, где стояли. Так и появился памятник;
— Петр I тяжко заболел. В бреду ему показалось, что шведские войска штурмуют его любимый город — Санкт-Петербург. Петр в горячке сел на коня и хотел ехать шведам наперерез, но ему не дала этого сделать змея, опутавшая ноги лошади. А памятник был поставлен там, где змея стала спасительницей всадника — русского императора.
Некоторые летописцы приписывают Петру I фразу о том, что городу некого бояться, пока он взирает на город со своего места Сенатской площади. И эта легенда отчасти сбывается. В памятник не попадали снаряды в годы Великой Отечественной Войны, не смотря на то, что его не убирали с постамента. Все, что могли сделать горожане, это обложить его мешками, засыпанными песком и землей.
Согласно еще одной легенде памятник Петру I в Санкт-Петербурге смотрит в сторону монумента, возведенного в Стокгольме в честь Карла XII. А знатоки говорят, что в свою очередь рука шведского правителя направлена в сторону его непримиримого врага — великого Петра I.
Изначально вокруг памятника была выставлена ограда. За несколько веков от нее ничего не осталось. Нынешние власти Санкт-Петербурга всерьез раздумывают над тем, чтобы ограждение восстановить и даже выставить охрану. Слишком много туристов желает оставить на постаменте сообщение о том, что и они здесь были с указанием даты и года.
На сегодняшний день побывать в Санкт-Петербурге — городе на Неве и не увидеть Медного всадника, Петра I в бронзе на Сенатской площади, значит не видеть вообще ничего.
Медный всадник в Санкт-Петербурге — интересные факты и история памятника Петру I
Медный всадник в Санкт-Петербурге
Медный всадник — один из самых известных и узнаваемых памятников Петру I. Его воздвигли на Сенатской площади Санкт-Петербурга по указу Екатерины II. Сегодня это одна из главных городских достопримечательностей, которая упоминается во многих литературных произведениях, служит источником вдохновения для художников и украшает собой памятные монеты.
Описание памятника
Памятник на Сенатской площади в Санкт-Петербурге изображает Петра I, сидящего на вздыбленном коне. Он стоит на вершине постамента-скалы, а у ног лошади лежит поверженная змея. Все это символизирует преодоленные императором трудности и враждебные силы.
Змея служит одной из точек опор для императорского скакуна, что является довольно оригинальным решением для придания скульптуре устойчивости.
Взгляд Петра направлен вперед. По словам автора скульптуры «он простирает свою благодетельную десницу» на все территории, где проезжает. При этом у самодержца нет в руках символов государственной власти и он одет не в военные доспехи, а в простую одежду. В скульптуре Петр I предстает не полководцем, а законодателем, просветителем, созидателем и благодетелем.
Однако намек на государственность и победы самодержца в памятнике все же есть. Голову Петра I украшает лавровый венок, а на поясе висит меч.
На постаменте есть надпись на русском и латинском языках — «Екатерина II Петру I Лета 1782». Она увековечивает имя императрицы и подчеркивает ее приверженность петровским реформам.
Памятник Медный всадник окружен невысоким забором, вдоль которого высажены кустарники и цветы.
Почему памятник называют Медным всадником
Вопрос о Медном всаднике особенно актуален в свете того, что памятник Петру I в Санкт-Петербурге отлит из бронзы. Но ответ на него довольно прост.
Памятник стал «медным» из-за одноименного произведения Пушкина, в котором император на своем коне соскакивает с памятника и мчится за чиновником Евгением, потерявшем любимую во время наводнения.
Интересный факт! Образ Петра на коне использовали в своих произведениях Ф. Достоевский и А. Белый. Отсылка ведет именно к памятнику на Сенатской площади.
Авторы памятника
Почему-то многие считают Этьена Фальконе — французского скульптора — единственным автором памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге. На самом деле это не совсем верно, хотя и он выполнил большой объем работ.
Достаточно ответственную их часть взяла на себя ученица французского мастера — Мари Анн Колло. Она вылепила голову скульптуры. Работу доверили Мари после того, как Екатерина II трижды забpaковала варианты Э. Фальконе. Эскиз его ученицы, наоборот, пришелся по душе императрице, которая в итоге назначила дeвyшке пожизненную пенсию и приняла в Российскую Академию художеств.
Змею у ног коня вылепил Ф. Гордеев, отливкой основной части статуи руководил Екимов В., а архитектурно-планировочным решением занимался Ю. Фельтен.
История создания Медного всадника
История создания Медного всадника полна противоречий и даже конфликтов. И если бы не Э. Фальконе, Сенатскую площадь могла бы украсить совсем другая скульптура.
Работа над проектом
Видные умы российских академий долго не могли определиться с видом памятника. Екатерина II хотела видеть его величественным и на коне, Бельский — без коня, Дидро предлагал сделать памятник Петру I в Петербурге в виде фонтана. Штелин и вовсе видел императора не одного, а среди павших к его ногам человеческих пороков, воплощенных в металле.
Фальконе решительно отказался от оригинальных идей и создал эскиз такого памятника, которым он предстает сейчас.
Интересный факт! Чтобы создать динамичную скульптуру, Фальконе делал зарисовки с движущегося коня. Для этого гвардейские офицеры поднимали лошадь на дыбы и удерживали в таком положении или взмывали на ней по помосту.
Постамент «Гром-камень»
Скульптура Петра I стоит на внушительном постаменте — обтесанной каменной глыбе. Ее искали по всем окрестностям Петербурга, а в местной газете даже напечатали объявление с просьбой к гражданам помочь в поисках.
Читайте также Любек германия достопримечательностиВ результате подходящую глыбу нашел крестьянин С. Г. Вишняков, за что получил премию в размере 100 рублей. Гранитную глыбу, расколотую ударом молнии, в народе назвали «Гром-камнем».
Весил «Гром-камень» 1 600 тонн, был почти на 4 м заглублен в землю и покрыт мхом. Когда его извлекли, на этом месте образовался большой котлован, быстро заполнившийся водой. Этот водоем сохранился до сегодняшнего дня и носит название «Петровский пруд».
Особую сложность представляла собой трaнcпортировка такого камня. Чтобы доставить его до Финского залива, пришлось на всем пути соорудить желоба и поместить в них большие медные шары. По ним и перемещали глыбу. Работы проводили зимой, чтобы замерзший грунт мог выдержать большую нагрузку. В заливе камень ждала специально построенная баржа.
Tрaнcпортировка глыбы потребовала усилий более 1 000 человек и около полугода времени. На Сенатскую площадь камень прибыл 26 сентября 1770 года. За его разгрузкой наблюдало огромное количество людей.
Перед установкой камень хорошо обтесали, и он растерял большую часть своих габаритов и великолепия.
Литье и установка памятника
Литье памятника Петру I в Санкт-Петербурге вызвало немало проблем у Фальконе. Сам он никогда не выполнял такие работы, а в городе не нашлось ни одной мастерской, где могли бы отлить монумент в таких размерах. Никто не мог гарантировать успех предприятия и обещать нужный результат.
Для отливки скульптуры был приглашен французский специалист Б. Эрсман. Он приехал с помощниками и даже всеми необходимыми материалами. Но плодотворного сотрудничества с российскими скульпторами и художниками не получилось. Эрсман был уволен по настоянию Ю. Фельтена.
Его место занял Е. Хайлов, занимавшийся раньше отливкой пушек. Ему пришлось подобрать для литья новый состав, чтобы памятник устоял всего на трех точках опоры, получился прочным, но легким.
Первый опыт литья оказался неудачным. Труба, по которой в форму подавалась бронза, лопнула. Едва не погибнув, Хайлов смог предотвратить пожар в деревянной мастерской. Успехом увенчалась вторая попытка литья, которая последовала лишь через 3 года.
В разгар работ отношения скульптора Фальконе и Екатерины II стремительно ухудшаются и в 1778 году он был вынужден уехать из России. С собой мастер забрал все чертежи, эскизы, а также свою талантливую помощницу Мари Анн Колло. В связи с этим дальнейшими работами по завершению скульптуры и ее установке руководил Ю. Фельтен.
Памятник Петру I или Медного всадника установили на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 году. В честь этого был проведен военный парад под руководством Д. А. Голицына.
Интересные факты о Медном всаднике
- «Гром-камень» извлекали из земли почти год.
- Жеребцов, с которых Фальконе делал эскиз, звали Бриллиант и Каприз.
- За работу над скульптурой Фальконе было обещано 200 000 ливров.
- В честь открытия скульптуры были выпущены памятные серебряные монеты. Для причастных к ее созданию выпустили три золотых монеты, одну из которых Екатерина II отправила Фальконе. Однако на открытие памятника его не пригласили.
- На плаще Петра I есть надпись о том, что над скульптурой работал Этьен Фальконе.
- Во время Второй Мировой войны памятник заколотили досками и укрыли мешками с песком, чтобы защитить от разрушения.
- Во время реставрации памятника в 1976 году внутрь него была заложена капсула с документом о реставрации и газетой от 3 сентября этого же года.
- Высота монумента составляет около 5 м.
Медный всадник со своей богатой историей и величественным видом уже давно стал одним из символов Санкт-Петербурга. На его фоне с удовольствием фотографируются как туристы, так и жители города. Вставший на дыбы конь со столь значимым для истории России наездником интересен и взрослым, и детям.
Видео: загадки Медного всадника
Секрет влюбленных глаз. История создания знаменитого Медного всадника
18 августа 1782 года в Петербурге был торжественно открыт памятник Петру I – величественный Медный всадник. Работы по его созданию велись целых 16 лет. Жители города на Неве были восхищены изваянием: император был изображен на постаменте в виде огромной скалы, верхом на вздыбленном коне, а сама скульптура держалась всего лишь на трех точках опоры. По сей день Медный всадник остается одним из главных символов Петербурга. Памятнику посвящают литературные произведения, о нем слагают мифы и легенды. Как создавалось легендарное изваяние, и почему отлитый из бронзы памятник назван Медным всадником – в материале SPB.AIF.RU.
Зрачки в форме сердец
Памятник Петру I был создан по инициативе императрицы Екатерины II. Философ-просветитель Дени Дидро порекомендовал правительнице нанять для этой работы 50-летнего француза Этьена-Мориса Фальконе – одного из лучших скульпторов того времени. Императрица так и сделала: контpaкт с Фальконе на сумму 200 тысяч ливров был заключен, и в октябре 1766 года скульптор вместе со своей 17-летней помощницей Мари-Анн Колло прибыл в Петербург. Французов поселили в каменном здании бывшей конюшни временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны, а мастерскую для скульпторов оборудовали на территории бывшего дворца.
Фальконе работал над созданием модели памятника в течение двух лет. Когда стало понятно, что Петр будет изображен в виде всадника, мастер попросил предоставить ему двух лучших лошадей орловской породы из императорских конюшен – Каприза и Бриллианта. Скульптор смотрел, как офицер на лошади вскакивал на помост и ставил лошадь на дыбы, а сам в это время делал наброски. Конь у скульптора получился прекрасно, как и фигура императора, а вот голова Петра у Фальконе никак не удавалась.
«Скульптор переделывал голову всадника бесконечно, но все равно его работа не нравилась Екатерине II, – рассказывает историк и биограф Петра I Алексей Доронин. – Императрица хотела уже пригласить для этого другого скульптора, но тут за дело взялась юная помощница Фальконе. Она с первого раза успешно вылепила голову императора: лицо получилось мужественным и открытым, а в глазах Петра читалась смелость и мудрость. По воспоминаниям современников, Колло была влюблена в Фальконе, поэтому она сделала зрачки Петру в форме сердец». За выполненную работу Мари-Анн Колло сразу же приняли в члeны Российской Академии художеств и назначили ей пожизненную пенсию. Змею под ногами всадника сделал русский скульптор Федор Гордеев. Гипсовая модель памятника была завершена в 1769 году.
Постамент из Гром-камня
Фальконе планировал установить памятник на большом постаменте, высеченном из единого куска скалы. По замыслу скульптора размеры постамента для изваяния должны были достигать более 11 метров высотой. Подходящей глыбы на примете не оказалось, и по просьбе француза в газете «Санкт-Петербургские новости» опубликовали объявление о поисках нужного камня. Глыбу нашел крестьянин Семен Вишняков: он предложил использовать в качестве постамента для памятника гигантский Гром-камень, лежащий неподалеку от деревни Конная Лахта. Валун весом около двух тонн был размером 13 метров в длину, 6 метров в ширину и 8 – в высоту. Местные говорили, что камень откололся от гранитной скалы в результате удара молнии, благодаря чему и получил свое название. За такую находку крестьянин получил в качестве вознаграждения 100 рублей.
Когда рабочие вытащили глыбу из земли, яма из-под камня тут же заполнилась водой, и на этом месте образовался водоем. Он сохранился до наших дней и носит название Петровского пруда. Камень доставляли в Петербург почти целый год. В ноябре 1769 года, когда земля подмерзла и не проваливалась под тяжестью глыбы, скалу повезли на берег Финского залива, где камень оказался лишь в апреле следующего года. Отсюда постамент для Петра отправился в город на Неве по водному пути на специально построенном для этой цели корабле. В октябре 1770 года камень выгрузили на Сенатскую площадь. Чтобы переместить глыбу на сушу, корабль пришлось немного притопить и опустить на вбитые в дно реки сваи. Скульптор начал обтесывать камень еще в пути, а завершил свою работу уже на площади в Петербурге. После этого скала значительно уменьшилась в размерах.
Памятник отлили со второй попытки
Скульптура должна была получиться огромной, и за сложную работу не хотел браться ни один литейщик. Наибольшая трудность заключалась в наличии всего лишь трех точек опоры, и толщина стенок передней части скульптуры должна была быть не больше сантиметра. Наконец взяться за отливку памятника согласился пушечных дел мастер Емельян Хайлов, а все подготовительные работы к отливке выполнял сам Фальконе. Бронзовый сплав для изваяния мастера изготавливали вместе. Уже в процесс работы труба, по которой лился горячий жидкий сплав, лопнула, и бронза полилась наружу. «Хайлов проявил невиданный героизм, – отмечает Алексей Доронин. – Он моментально стащил с себя армяк, намочил его, обмазал глиной и приложил к месту разрыва трубы. Мастер рисковал своей жизнью для того, чтобы не допустить пожара и спасти памятник. При этом Хайлов испортил себе зрение и получил сильнейшие ожоги рук».
Несмотря на проявленную мастером отвагу, верхнюю часть памятника спасти все же не удалось, и ее пришлось переделывать. Через три года отливка была завершена. В одной из складок плаща Петра скульптор разметил надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».
Бронзовый царь стал Медным всадником
В этом же году Фальконе был вынужден уехать из России, не закончив памятник. Работу над бронзовым изваянием продолжил архитектор Юрий Фельтон. На завершение скульптуры ему потребовалось еще 4 года. И вот 18 августа 1782 года на Сенатской площади состоялось торжественное открытие памятника Петру. Скульптора Фальконе на праздник не пригласили. Император предстал перед петербуржцами на огромной скале, символизирующей преодоленные им препятствия. Петр гордо восседает на вздыбленном коне. Вместо седла на коне – медвежья шкура как символ великой нации, а под копытами – поверженный враг в виде змеи. Голову Петра украшает лавровый венок – знак победителя.
Памятник был единодушно принят населением. О величественном монументе слагали стихи, а Пушкин посвятил ему целую поэму – «Медный всадник». С легкой руки поэта это имя прижилось, и бронзовый памятник стали называть Медным всадником. Бронзовый император уже 234 года стоит на берегу Невы и любуется красотой своего города.
Описания и фото самых интересных достопримечательностей Благовещенска в Амурской области. Названия и адреса. Что посмотреть в городе? Куда сходить с ребенком?...
06 10 2024 3:22:50
До сих пор до конца непонятно, Пизанская башня — это чудо или ошибка итальянской архитектуры? Разбираемся, почему башня под н......
05 10 2024 1:57:39
Описание и фотографии главных достопримечательностей города Магнитогорск. Куда сходить и что посмотреть с ребенком? Адреса и названия. Развлечения....
04 10 2024 19:47:29
Паломничество в Суздаль. Информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Суздаля....
03 10 2024 3:19:51
Касимов: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
02 10 2024 3:26:24
Летний императорский дворец — дворцово-парковый ансабль, резиденция императоров династии Цин в Пекине, его еще называют « Сад заботы о покое в старости»....
01 10 2024 6:51:47
Усадьба Пущино-на-Наре - одна из достопримечательностей Серпухова, которую непременно стоит посетить....
30 09 2024 20:27:21
Финский театр в Петрозаводске – национальный театр в столице Карелии, пользующийся большой популярностью у жителей Петрозаводска и туристов. Уникальность петрозаводского театра в том, что только здесь можно увидеть постановки на русском, карельском, вепсском и финском языках....
29 09 2024 19:20:42
Дешевые авиабилеты в Сеул и обратно. Сравните цены авиакомпаний, выберите прямой рейс и купите билеты на самолет онлайн!...
28 09 2024 19:55:21
Россия, недаром именуемая в исторических источниках «Русь православная», может похвастать сотнями старинных храмов и монастырей, чья художественная ценность огромна. В каждой небольшой деревне, в каждом городке непременно есть церковь....
27 09 2024 2:26:58
Таруса: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
26 09 2024 23:37:34
Путешествие по Италии вдоль Адриатического побережья Адриатическое побережье является синонимом длинных, песчаных пляжей и полного релакса, но наш маршрут богат городами искусств, историческими...
24 09 2024 10:59:38
Ряжск: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
23 09 2024 5:44:36
Описание и фото достопримечательностей города Нарьян-Мар. Что посмотреть туристу и куда можно пойти с ребенком? Путеводитель по столице Ненецкого автономного округа....
22 09 2024 3:14:44
Адрес Кафедрального собора в Рейкьявике, как добраться на машине, на общественном транспорте Исландии, история храма, архитектор и внешняя отделка собора, архитектурный ансамбль сооружения, внутреннее убранство, святыни и мощи Хатльгримса, наставники, расписание служб, режим работы собора, правила посещения храма, престольные праздники, интересные факты про собор, информация для посетителей – все это далее в статье....
21 09 2024 4:16:47
Храм Лотоса в Нью Дели, архитектура, история, где находится, как доехать....
20 09 2024 16:57:17
Алупка: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
19 09 2024 5:33:52
Описание и фото озера Провал в городе Пятигорск. Где находится на карте, как добраться до Провала? Адрес. История и посещение достопримечательности....
18 09 2024 17:32:16
Паломничество в Суздаль. Информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Суздаля....
17 09 2024 11:36:33
Собор Парижской Богоматери – знаменитый храм, который с такой страстью описан в знаменитом романе Виктора Гюго и произведениях других авторов. Здесь вы можете увидеть тех самых жутких горгулий и проникнуться атмосферой, что родом из самого сердца Средневековья....
16 09 2024 21:31:57
Энгельс: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
15 09 2024 2:25:25
Узнайте, какие цены на Байкале в 2021! Сколько стоят отели, базы, еда, трaнcпорт и экскурсии. Сколько стоит красивый и экономный отдых на озере....
14 09 2024 6:55:44
Описание достопримечательностей Балашихи (Московская область). Адреса, названия и фото интересных мест. Куда сводить ребенка, что посмотреть взрослым?...
13 09 2024 12:36:31
Список достопримечательностей города Барнаул – ТОП-30 самых интересных мест с фотографиями, описаниями, адресами и названиями. Что посмотреть туристу в Барнауле, куда сходить на экскурсию, куда съездить в окрестностях....
12 09 2024 18:15:23
Список достопримечательностей города Барнаул – Т О П-30 самых интересных мест с фотографиями, описаниями, адресами и названиями. Что посмотреть туристу в Барнауле, куда сходить на экскурсию, куда съездить в окрестностях....
12 09 2024 7:21:17
Можайск: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
11 09 2024 21:26:51
Адлер: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
10 09 2024 12:57:44
Главные достопримечательности города Рыбинск (Ярославская область), которые стоит посмотреть. Фото и описания, адреса и названия. Куда сходить с ребенком....
09 09 2024 2:10:25
Главные достопримечательности города Рыбинск ( Ярославская область), которые стоит посмотреть. Фото и описания, адреса и названия. Куда сходить с ребенком....
09 09 2024 14:54:23
Бахчисарай: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
08 09 2024 13:41:40
Череповец: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
07 09 2024 22:57:10
Дешевые авиабилеты Москва — Уфа за 5 минут на BiletyPlus.ru. Сравните цены на рейсы от различных авиакомпаний и купите авиабилеты стоимостью от 1758 р....
06 09 2024 16:26:10
Описание и фото достопримечательностей Абакана (Хакасия). Какие памятники посмотреть в городе? Лучшие музеи и театры, парки и храмы. Куда пойти с детьми?...
05 09 2024 13:20:49
Башня Банка Америки (Нью-Йорк) Башня Банка Америки (Нью-Йорк) Bank of America Tower Местонахождение Нью-Йорк, США Строительство 2004-2009 Использование...
04 09 2024 17:28:28
Главные достопримечательности Улан-Удэ с фото, адресами, названиями и описаниями. Что посмотреть туристу в городе? Куда следует сводить ребенка? Интересные места....
03 09 2024 22:53:52
Усадьба Пехра-Яковлевское - одна из достопримечательностей Балашихи, которую непременно стоит посетить....
02 09 2024 19:28:15
Если ты, как и я, обожаешь ритм мегаполиса, но иногда тебе, как и всем нам, нужно остановиться и устроить перезагрузку в тиши......
01 09 2024 11:54:10
Будем честны: несмотря на то, что Зимний дворец — обязательное место к посещению (это известно абсолютно всем), мало кто быва......
31 08 2024 2:49:18
Гатчина: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
30 08 2024 13:51:56
Азов: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
29 08 2024 4:18:55
Памятник Чингисхану в окрестностях столицы Монголии Улан-Батора – побившая все мировые рекорды по размерам конная статуя основателя гигантской империи. В стране, где жестокий завоеватель признан национальным героем, памятников Чингисхану много, но все они меркнут на фоне стального гиганта, возвышающегося над степью....
28 08 2024 14:35:45
Самые интересные места Астpaxaни - достопримечательности и развлечения. Куда сходить с ребенком? Что посмотреть туристу? Фото, описания, названия и адреса....
27 08 2024 22:17:40
Как строили египетские пирамиды: 10 теорий, которые признают современные учёные Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте....
26 08 2024 16:45:25
Сретенский Новодевичий монастырь Сретенский Новодевичий монастырь — женский монастырь в кремле Переславля-Залесского, существовавший в XVII-XVIII веках. Монастырь основан в 1659 года...
25 08 2024 3:30:36
Калининград: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
24 08 2024 23:51:51
Гурзуф: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
23 08 2024 3:15:24
Не хватит и целого дня, чтобы осмотреть бесконечные залы двух зданий самого знаменитого музея Москвы. Мы выбрали картины, мимо которых не проходит ни один посетитель....
22 08 2024 13:54:47
Один из лучших музеев Москвы, где вы можете провести время со своей семьей в тишине и прохладе залов основной экспозиции или на многочисленных интересных и познавательных выставках. Интеpaктивные экспонаты и мультимедийные шоу не позволят вам заскучать во время изучения эволюционных теорий и познания растительного и животного мира. Ваши дети смогут найти возможность развлечь себя в экспозиции и втянуть вас в увлекательный процесс получения новых неожиданных знаний. Но не только экспозиция музея привлекает наших гостей: семейные тематические праздники, мастер-классы, пpaктические занятия, кружки и клубы все это создает живую и насыщенную жизнь нашего музея....
21 08 2024 16:35:44
Ессентуки: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
20 08 2024 17:55:11
История штат Огайо, население, климат, экономика, университеты, популярные достопримечательности...
19 08 2024 9:45:24
Железноводск: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....
18 08 2024 4:47:34
Еще:
Путешествия -1 :: Путешествия -2 :: Путешествия -3 :: Путешествия -4 ::