Автор архитектурного проекта третьяковской галереи > Путешествуйте по России!
Россия прекрасная и необъятная    

Автор архитектурного проекта третьяковской галереи

Автор архитектурного проекта третьяковской галереи

Музей Четырех или Третьяковская галерея как икона стиля

Возрождение при царе Александром III русского средневекового стиля в архитектуре советскими историографами и искусствоведами подверглось жесткому остpaкизму.

Гневные «филиппики» разоблачали реакционность и неестественность так называемого «неорусского» стиля, который в 80-х годах 19-го века стал символом возрождения русского духа и формирования новых идентификационных меток русского народа.

По иронии судьбы его главным апологетом стал абсолютный этнический немец – Царь-миротворец Александр Александрович, на самом деле лишь выразивший своими культурологическими пристрастиями общее возвращение общества того времени к русским корням. И этот «мейнстрим» просуществовал вплоть до революции.

Таким образом, Третьяковская галерея, питерский Храм на крови, исторический музей на Красной площади и ГУМ, вместе с собором Василия Блаженного, Грановитой палатой и множеством других памятников средневековой архитектуры –– стали частью общего русского культурного кода, и образными метками национальной самоидентификации русской цивилизации в глобализационном мире.

Наше обращение к теме Третьяковской галерее совершенно не случайно. 18 мая весь мир отмечает Международный день музеев, а 22 мая 2016 года исполняется 160 лет Государственной Третьяковской Галерее, национального музея русского изобразительного искусства (1856).

История самого известного российского и самого русского музея началась в 1856 году, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контpaбандистами» В. Г. Худякова. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых».

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила ещё в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900—1903 годах архитектором Василием Башкировым по рисункам художника Виктора Васнецова.

Руководил строительством московский архитектор Александр Калмыков. Участие Васнецова в проекте придало зданию необыкновенную иллюстративность. Оно будто сошло с красочных страниц русских народных сказок, расцвело древнерусской буквицей на московской земле, вбирая, развивая и преумножая русский стиль 11-17 веков с его богатством зримых духовных символов, узорочьем букв и, конечно же, насыщенной бардовой колористикой фасадов с золоченным обрамлением козырьков главного входа.

Здание, являясь иконой стиля, само по себе чем-то схоже с классической русской иконой и её атрибутами.

Совместный продукт Василия Башкирова и Виктора Васнецова оказался безупречным примером симбиоза искусств, где оба участниками являются искренними приверженцами «неорусского стиля». Между прочим, Третьяковская галерея далеко не единственный их совместный проект. Здесь еще можно добавить, как прелюдии к галерее, дом Васнецова в переулке Васнецова 13 (Москва, 1893—1894) и особняк И. Е. Цветкова (1901, Москва, Пречистенская набережная, 29).

Отметим, что Василий Николаевич Башкиров не входит в плеяду великих русских архитекторов. И «Третьяковка», пожалуй самое известное из его творений.

Родился будущий апологет «неорусского стиля» в 1870 году в Вятской губернии. В 1893 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1897 году — Императорскую Академию Художеств со званием художника архитектуры. В 1896 году был допущен к исполнению архитектурного проекта на получение звания художник-архитектор по классу архитектора А. Н. Померанцева. В 1900 году Башкирова приняли в Московское архитектурное общество. C 1904 по 1907 годы зодчий работал в Службе производства тока городских железных дорог, для которой спроектировал здание Центральной электрической станции городского трамвая (1906, Москва, Болотная набережная, 15). Их сохранившихся творений архитектора можно еще отметить здание Пречистенских курсов (1905, Москва, Курсовой переулок, 17), учебное здание (1911, Москва, Большой Саввинский переулок, 10), пристройку к Кустарному музею (совместно с А. Э. Эрихсоном, 1912, Москва, Леонтьевский переулок, 7), жилой дом (1908 — 1913, Москва, Первый Неопалимовский переулок, 10), Троицкий храм деревни Аверкиево (1911-1914, Московская область, Павлово-Посадский район).После 1917 года жизнь зодчего исчезла с «радаров истории».

Руководитель строительных работ – Александр Михайлович Калмыков также не входит в плеяду блистательных российских архитекторов, хотя вклад его в преображении Москвы все-таки ощутим. Большинство работ сделаны либо совместно с кем-то из коллег. Либо это руководство строительством, переделки, перепланировки. Его наиболее яркие самостоятельные работы связаны с промышленной архитектурой. Из здесь на первом месте — знаменитые производственные корпуса фабрики «Красный Октябрь» (бывшая «Эйнем») на Берсеневской набережной (1911).

Родился будущий архитектор в 1863 году в Москве. В 1889 году окончил с Малой серебряной медалью Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1891—1904 годах служил участковым архитектором. Помимо собственной архитектурной пpaктики, выполнял заказы на постройку зданий по чужим проектам. В послужном списке значатся такие работы, как: мелкие строительные работы в Заиконоспасском монастыре (1892, Никольская улица, 9), постройки во владении Товарищества Бахрушиных (1892, Зацепский вал, 37/12), ремонт Городской думы (1897, Площадь Революции, 2), фабричные здания и дом управляющего на макаронной фабрике Динга (1902, Третья Рыбинская улица, 22—24), дом Н.А. и И.А. Абрикосовых при фабрике «Товарищества А. И. Абрикосова Сыновей» («Директорский дом»), совместно с архитектором Б. Н. Шнаубертом (1902—1905, Малая Красносельская улица, 7), доходный дом (1903, Лебяжий переулок, 8), доходный дом Н.Г. Григорьева («Пятницое подворье») (1903—1904, Пятницкая улица, 10), перестройка флигеля Морозовской богадельни (1905, Шелапутинский переулок, 3), доходный дом (1908, Третий Кадашёвский переулок, 5), доходный дом (1908, Первый Голутвинский переулок, 3), производственные корпуса Московской Голутвинской мануфактуры среднеазиатских и внутренних изделий (1911-1912, Первый Голутвинский переулок, 8, Якиманская набережная), склад во владении Товарищества Бахрушиных (1914, Зацепский вал, 37/12), достройка жилого дома по изменённому проекту (1924, Милютинский переулок, 20/2 — Бобров переулок, 2/20). Умер архитектор в 1930 году.

К сказанному добавим, что творение четырех талантливых людей: Третьякова, Васнецова, Башкирова и Калмыкова – после революции получило свое развитие. 3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея.

В 1927 году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки в 1928 году здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. Позже, в 1985-1994 годах, административный корпус был надстроен по проекту архитектора А. Бернштейна 2 этажами и по высоте сравнялся с экспозиционными залами.

В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году её здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1837—1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов.

В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.

В 1956 году, в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А. А. Иванова.

В 1980-х годах, из-за возросшего количества посетителей, было принято решение по расширению площади экспозиции. В 1983 году начались строительные работы. В 1985 году был введен в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И. М. Виноградский, Г. В. Астафьев, Б. А. Климов и другие). В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб.

В 1985 году Государственная картинная галерея, располагавшаяся на Крымском Валу, 10, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием «Государственная Третьяковская галерея». Сейчас в здании располагается обновлённая постоянная экспозиция «Искусство XX века».

Сегодня в состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» входит:

Третьяковская галерея на Крымском Валу

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, д. 10

Музей-храм Святителя Николая в Толмачах

Музей-мастерская А. С. Гoлyбкиной

Дом-музей В. М. Васнецова

Музей-квартира А. М. Васнецова

Дом-музей П. Д. Корина.

Этот день в истории: 1856 год — создание Третьяковской галереи

4 июня 1856 года московский фабрикант (владелец бумагопрядильных фабрик) Павел Третьяков приобрел две первые картины русских мастеров. Это событие положило начало созданной впоследствии Московской городской галерее Третьяковых, которая позже была передана меценатом в дар городу Москва. Этот художественный музей имеет крупнейшую в мире коллекцию русского изобразительного искусства.

Известно, что предприниматель Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи еще в первой половине 1850-х годов. Поначалу у него не было какого-то системного представления о будущем музее, свои первые приобретения меценат делал движимый лишь тягой к искусству. Уже 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров, однако датой создания Третьяковской галереи принято считать 4 июня 1856 года. В этот день Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контpaбандистами». Именно после этого возникла идея создания специального музея.

Уже в 1867 году она была реализована пpaктически — для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москва. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков вплоть до своей cмepти являлся распорядителем галереи.

В 1898 году для управления галереей создали Совет под председательством попечителя, которым вначале был И. С. Остроухов, а с 1913 года — И. Э. Гpaбарь. Содержание галереи осуществлялось на процентный доход от завещанного Третьяковыми капитала в 125 тыс. рублей, да плюс к тому дополнительно Городская дума выделяла ежегодно по 5 тыс. рублей.

Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила ещё в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900—1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А. М. Калмыков.

3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Гpaбарь. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 года оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея. В этом же году галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова).

Читайте также  Третьяковская галерея что посмотреть

В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.

С 1986 по 1995 год Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке в связи с проведением капитальной реконструкции была закрыта для посетителей. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание по адресу Крымский Вал, д. 10, которое в 1985 году было объединено с Третьяковской галереей.

В 2013 году российское архитектурное бюро SPEECH выиграло закрытый конкурс на разработку концепции архитектурно-художественного образа фасадов нового музейного комплекса. Здание, расположенное на Кадашёвской набережной, должно быть построено в 2018 году.

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея является самым известным художественным музеем в Москве, она же — главная сокровищница национального искусства России, отражающая значительный вклад нашей страны в мировую культуру.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Третьяковская галерея

Основные моменты

Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.

Кто был основателем Третьяковки?

Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.

Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контpaбандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.

Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.

Зал Маковского Гульельми Л.Портрет А.А.Иванова 1859 мрамор Анфилада Александр Иванов. Явление Христа народу (1837-1857) Брюлловский зал

История Третьяковской галереи

Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.

Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. «Мальчик в бане» (1858)

На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.

Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.

Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.

Картина Луи Каравака «Портрет императрицы Анны Иоанновны». 1730 год «Крестьянин в беде» скульптора Чижова М.А.

Здания Третьяковской галереи

Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.

Выставка произведений Валентина Александровича Серова в Третьяковской галерее

Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Ге opгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.

В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Гoлyбкиной также принадлежат Третьяковке.

Инженерный корпус Третьяковской галереи Третьяковская галерея на Крымском Валу

Что посмотреть в Третьяковской галерее

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.

В залах древнерусского искусства Третьяковской галереи

Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII — первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.

«Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год «Богатыри» Виктор Васнецов. 1898 год

Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.

Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых картин в русском искусстве

Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бесcмepтное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Гoлyбая роза».

Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.

Сокровищница Третьяковской галереи

В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.

К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).

Время работы

Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.

Как добраться

Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.

Как Павел Третьяков соревновался с императором ради создания самой знаменитой картинной галереи в Москве

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читайте также  Национальная галерея искусства произведения

Павел и Сергeй Третьяковы были старшими детьми в известной купеческой семье. Эта династия промышленников процветала еще с XVIII века, и за несколько поколений от розничной торговли пуговицами смогла дорасти до фабрикантов – семья владела бумагокрасильным и отделочным производствами. Надо сказать, что, несмотря на огромные вложения средств в искусство, к моменту cмepти состояние Павла Михайловича Третьякова оценивалось в 3,8 млн руб.

Купеческих детей раньше баловать было не принято. Получая домашнее образование, оба мальчика уже с юных лет начинали помогать старшим в деле, причем на самой черной работе: убирались в лавках, зазывали покупателей, исполняли мелкие поручения и постепенно начинали изучать бухгалтерию. К 20 годам молодые люди уже могли быть полноценными руководителями семейного бизнеса. Надо сказать, что братья до конца жизни являли собой пример прекрасных семейных отношений, которые совместное ведение дел не разрушило, а только укрепило. Они не делили семейные финансы, вкладывая деньги то в одно, то в другое предприятие. Во вкусах и предпочтениях они также были близки – оба в определенный момент увлеклись коллекционированием живописи, но если Павел Михайлович остановился на творениях русских художников, то Сергeй Михайлович собирал полотна западных художников. Коллекции двух братьев объединились в момент передачи полотен городу.

Считается, что любовь Павла Третьякова к искусству началась с детства. Он еще юношей начал собирать недорогие миниатюры, гравюры и литографии, скупая их на рынке и в лавках. Затем, посетив в 1852 году Санкт-Петербург и увидев настоящие шедевры живописи, понял, что тратить силы и средства нужно только на настоящее искусство. Восхищенный, он писал матери:

«Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С. Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюcтов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия».

В 24 года Павел Михайлович купил первые картины, которые, как считают, заложили основу будущей коллекции. Это были достаточно средние работы: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контpaбандистами» В. Г. Худякова. Однако, выбирая их, будущий основатель картинной галереи ориентировался не на моду или мнение критиков, а только на свой собственный вкус. Это и будет в дальнейшем его главной политикой при формировании собрания. Подобный принцип для другого человека мог бы привести к полному краху и трате денег на бездарную мазню, однако Третьяков проявил в этом деле отменное чутье, удивительное для непрофессионала. Играя по собственным правилам, он смог стать для России не только коллекционером, но и меценатом, открывателем новых звезд, поддержавшим множество молодых художников. Особенно увлекало его реалистичное и правдивое творчество «передвижников». После первой выставки Павел Михайлович купил пейзаж Саврасова «Грачи прилетели», и в дальнейшие годы работы Крамского, Мясоедова, Ге, Петрова, Левитана, Репина, Сурикова, Шишкина, Васнецова и многих других живописцев стали основой его новой коллекции.

Кроме выбора авторов, необычным для своего времени была и стратегия формирования коллекции. Третьяков первым начал покупать не только картины, но и эскизы к ним. Раньше этот бесценный материал считался бросовым и обычно пылился в мастерских, пока не терялся. Кроме того, у многих художников он выкупал картины «оптом». Так, например, у Василия Верещагина в 1874-м он приобрел сразу 144 картин с этюдами и 127 карандашных рисунков. У Александра Иванова — 80 работ. После поездки по Ближнему Востоку Василия Паленова, коллекционер выкупил у художника 102 этюда. Такой подход позволял формировать коллекцию полномасштабно, показывая современное искусство наиболее полно. Чуть позднее Третьяков начал специально заказывать художникам пейзажи и портреты видных современников (с такими просьбами он обращался к Крамскому, Перову, Серову, Репину) – масштабности и планомерности этой работы мог бы позавидовать ученый, собирающий ретроспективу русского искусства.

Интересно, что в процессе подбора картин интересы Третьякова часто пересекались еще с одним знаменитым коллекционером и любителем русской живописи – Александром III (кстати, сформированная монархом коллекция стала основой не менее знаменитого собрания Русского музея в Санкт-Петербурге). Художник Аркадий Рылов так описывал процесс покупки его картины «Догорающий костер»:

«Комиссия музея (Александра III в Петербурге) постановила приобрести картину, но пока писали протокол, Третьяков поторопился внести заведующему выставкой задаток и картина осталась за ним.
Передо мной стоял высокий худой, с впалыми щеками и глазами бородатый человек в сюртуке. Павел Михайлович, как настоящий купец, считал долгом торговаться с художниками, но в данном случае цена невысока, всего шестьсот рублей, а картина большая, в три аршина, да и музейная комиссия тут ходит – он только сказал: «Уж вы мне вместо уступки пришлите картину в Москву за свой счет». Я, конечно, с радостью согласился, это обошлось мне всего в двенадцать рублей».

В биографии Третьякова, написанной Львом Анисовым, есть удивительный эпизод. В 1892 году Александр III посетил дом промышленника в Лаврушинском переулке и попросил уступить ему картину «Боярыня Морозова», на что Павел Михайлович ответил, что не может этого сделать, поскольку отныне все собрание принадлежит городу. После этого император отступил на шаг и низко ему поклонился.

Меценатом действительно руководили абсолютно бескорыстные мотивы. С самого начала работы над коллекцией он говорил о том, что собирает ее не для себя. В 1874 году он построил новое здание для галереи (домочадцы к тому времени устали от потока посетителей к картинам, и поэтому вопрос об отдельном помещении назрел). Вскоре после открытия посещение музея стало бесплатным. Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почетного гражданина Москвы. До конца своих дней он вкладывал в покупку картин собственные средства. О главной цели этого многолетнего труда он написал в завещании:

«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

Последним даром Третьякова галерее был эскиз Левитана к картине «Над вечным покоем».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Третьяковская галерея: история создания, кто основал

  • 1 Января, 2020
  • События
  • Марина Гончарова

О ней слагали легенды и метафоры. Она полна загадок и идей. Ее поистине можно назвать «сокровищницей нации» российского народа. И совершенно невозможно остаться равнодушными при взгляде на нее. Все эти высказывания о жемчужине среди мировых музеев – о Третьяковской галерее.

Как создавалась Третьяковская галерея

Один из главных вопросов, интересующий любителей искусства: кто основал Третьяковскую галерею? Ее имя и история связаны с фамилией известного купца Павла Михайловича Третьякова. А создание Третьяковки, как ее называют в просторечии, началось задолго до появления самого здания музея.

Третьяковская галерея в истории появилась в 1854-1855 годах, когда будущим промышленником-меценатом были приобретены работы заграничных мастеров из Голландии. Первые серьезные полотна русской живописи Шильдера и Худякова у Третьякова появились спустя год. Это были полотна «Искушение» (еще известное как «Обольщение» под измененной фамилией автора – Шильдерн) и энергично-романтическое произведение «Стычка с финляндскими контpaбандистами».

Именно с этих двух картин и началось серьезное дело – коллекционирование русской живописи.

Трудоемкий путь коллекционирования Третьякова

На создание серьезного собрания изобразительного искусства купца-промышленника вдохновили Эрмитаж и Академия художеств, которые он посетил в возрасте 24 лет в Санкт-Петербурге. С того момента его главной целью в жизни стало владение шедеврами русского художества с дальнейшей передачей их людям. Поэтому ни для кого не секрет, в каком городе находится Третьяковская галерея. Конечно же, это родная и любимая меценатом Москва. В дальнейшем им планируется передача коллекции столице, «чтобы нажитое от общества вернулось обществу в каких-либо полезных учреждениях».

В течение нескольких лет коллекция Третьякова пополняется работами передвижников В. Якоби и В. Максимова, пейзажиста М. Клодта. В этот же период появляется множество картин Перова. Именно ему Третьяков делал заказы на написание портретов, которые заняли особое место в его коллекции. Это были изображения поэтов и писателей.

Новое в искусстве от художников-передвижников

С художником Крамским Иваном Николаевичем основатель Третьяковки близко подружился в 1876 году. Их сблизило единомыслие в предназначении искусства, что оно должно стать общедоступным для народа. Поскольку Крамской являлся художником-передвижником, то Третьяков также увлекся данным направлением. Отныне большинство холстов закупаются на выставках и даже в самих мастерских члeнов сообщества.

Расширение площадей под коллекцию

Собранные картины коллекционер-меценат размещал на втором этаже своего дома (в Лаврушинском переулке). Но места уже не хватало. Тогда и возникла идея о пристройке дополнительных комнат – будущих залов Галереи. Начиная с 1880 года и на протяжении четырех лет подряд кладовая шедевров пополняется пейзажной и жанровой живописью. В 1881 году творчество Поленова, Левитана, Остроухова, Васнецова, Крамского, Саврасова и многих других художников увидели обыватели города Москвы. Через несколько лет было уже 9 комнат-залов.

Брат Павла Сергeй принял активное участие в собирательстве ценностей искусства. Его больше интересовало мастерство зарубежных творцов – французов и немцев. Также двух братьев разнила цель коллекционирования. Павел тратил большую часть своих сбережений на искусство ради наследия поколениям, а Сергeй – для души.

Значимое событие в истории столицы

1892 год знаменуется официальной передачей коллекции властям Москвы. В следующем году дому семьи Третьяковых присвоено название Московской городской художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых. Эта дата считается отправной точкой в истории Третьяковской галереи.

К основному собранию присоединены и 83 коллекционные живописные картины брата Павла. Информация о Третьяковской галерее в Москве быстро распространилась среди поклонников искусства.

Но даже тогда Павел Михайлович не оставил желание участвовать в жизни уже городской галереи. Он скупал картины художников, как и прежде, и передавал их в собственность Московской галереи национального мастерства художников. Кроме того, коллекционер оставил в наследство городу собственные сбережения на обеспечение и развитие коллекции.

Последним вложением мецената-фабриканта в галерею был набросок Левитана «Над вечным покоем». Можно смело утверждать, что открытие Третьяковской галереи всецело обязано великому человеку России – Павлу Михайловичу Третьякову.

Отражение деятельности галереи в каталогах

Также сведения о своем детище и сокровищах уважаемый в городе меценат отражал в создании каталога. Но опубликован он был только после cмepти коллекционера. Во многом благодаря данному изданию ценителям искусства со всего света выпала честь познакомиться с величайшей историей Третьяковской галереи.

Наследие дела Третьякова

В возрасте 66 лет, в 1898 году, умер Павел Михайлович Третьяков. Но даже перед cмepтью единственное, о чем он думал – это о своих картинах, завещая сохранить и продолжить его дело. Для него, как почетного гражданина Москвы, было важно, какая информация о Третьяковской галерее будет оставлена следующим поколениям.

После вступления в силу завещания Думой города Москвы был создан специальный совет для управления музеем. Он состоял из Владимира Голицына, которого назначили главой управления, Александры Боткиной (дочери завещателя) и художников Серова, Цветкова, Остроухова. Хранителем наследия Третьякова стал русский живописец Ге opгий Моисеевич Хруслов.

Реорганизация внешнего облика и «внутреннего хаpaктера» Третьяковки

Своим нынешним изысканным фасадом здание Третьяковской галереи обязано живописцу-архитектору Виктору Михайловичу Васнецову. Именно по его проекту в 1900 году была сделана реконструкция здания.

Следующие 10 лет резервы хранилища стремительно пополняются экземплярами старомодных и современных мастеров кисти. В их числе были и картины французских импрессионистов по завещанию промышленника Михаила Абрамовича Морозова.

Читайте также  Рассказ про третьяковскую галерею

Роль Игоря Гpaбаря в судьбе Третьяковской галереи

При Игоре Эдуардовиче поменялся состав совета: сам Гpaбарь, Вера Зилоти (старшая дочь семьи Третьяковых), русский архитектор и реставратор Роман Иванович Клейн и музеевед-федоровец А. Черногубов. Наблюдателем галереи назначили искусствоведа Николая Николаевича Черногубова.

Также было принято решение о преобразовании выставки. Идея Гpaбаря заключалась в распределение экспонатов в хронологическом порядке. Это стало первым шагом к перевоплощению частной коллекции Третьякова в один из величайших музеев современного искусства.

После Февральской революции в 1917 году началась национализация всего имущества граждан. Коснулось это и галереи Третьякова.

Драгоценность Республики Советов

Коллегией Народных комиссаров были внесены изменения в название галереи. После признания ее собственностью государства она называлась Московской художественной галереей имени Павла и Сергея Третьяковых.

Благодаря национализации значительно вырос фонд галереи. Это происходило за счет передачи государству имущества многих частных усадеб, откуда изымались экспозиции полотен и распределялись по всем объектам искусства России.

Результативная деятельность национализации для галереи

За девять лет (с 1918 года) известно о передаче нескольких экземпляров художеств представителем княжеского рода Щербатовым. Из произведений супругов Харитоненко достались холсты Крамского, Айвазовского, Боровиковского, Кипренского, Малявина, Нестерова, Шишкина.

От коллекционера живописи Константина Арцыбашева перешел триптих Врубеля «Суд Париса» (панно «Юнона», «Венера, Амур и Парис», «Минерва»). Значительная часть работ художников из собрания графов Шереметевых и Орловых-Давыдовых также перешла в Третьяковку.

Итогом национализации стало увеличение коллекции Третьяковых на 50 %.

Пополнение Третьяковской галереи из других музеев

В начале двадцатых годов XX века к музею в Лаврушинском переулке присоединили Государственную Цветковскую галерею с приданым из 450 полотен живописи, 36 скульптур и 1373 рисунков.

Из Музея иконописи и светской живописи им. И. С. Остроухова были переданы иконы, рисунки и предметы церковного обихода.

Современное искусство перешло из Музея Рогожско-Симоновского района: живописные этюды и ваяния скульпторов искусства новейшего времени. Музей изобразительной культуры передал работы авангардистов Малевича, Кандинского, Татлина.

В музее Третьяковых также оказалась живопись из собрания Московского Румянцевского музея: шедевры Карла Брюллова, Боровиковского. Позже перевезли грандиозную работу Иванова «Явление Христа людям (явление Мессии)». Из-за внушительных размеров картину поместили в отдельный зал.

Выставочная деятельность

В жизнедеятельности Третьяковки немалую роль сыграли выставки. Разросшийся фонд галереи вызывал любопытство народа к шедеврам истинного искусства. Игорь Гpaбарь принялся реализовывать давно возникшую идею об организации выставок. По большей части это были публичные презентации индивидуального творчества известных художников. Например, таких как Фальк, Кончаловский, Крымов.

В сведениях о Третьяковской галерее говорится, что за несколько лет в ней было проведено около 30 выставок, носящих временный хаpaктер. Они имели огромный успех среди посетителей.

Впоследствии на направления выставок стала влиять марксистско-ленинская идеология, что требовало соответствия искусства веяниям революции. Но публика не приняла подобного проекта.

Возврат к прежнему режиму был ознаменован очередной выставкой мастеров древнерусского искусства: Корина, Машкова, Нестерова, Дейнеки.

Благодаря таким экспозициям о величии русского искусства известно по всему миру. А о том, в каком городе Третьяковская галерея — «ларец драгоценностей русской культуры», известно даже школьнику.

Третьяковская галерея в наше время

История Третьяковской галереи насчитывает чуть больше 160 лет. Сейчас это не только дом, где жил Третьяков с семьей, а целый музейный комплекс, включающий инженерный корпус, Храм Святителя Николая, «Вдовий дом», депозитарий, архив, керамическую мастерскую, библиотеку.

Также в состав Третьяковки входят мастерская скульптуры Гoлyбкиной, квартира-музей А. Васнецова, дома В. Васнецова и Корина. Здание на Крымском валу, как часть галереи, представляет мастерство художников XX века.

История последнего учреждения связана с объединением Третьяковской и Картинной галерей в СССР.

Современная экспозиция музея-галереи представляет полноценное собрание искусства XX века. В ней прослеживаются все течения русского и западноевропейского художественного жанра: социалистический реализм, авангард, строгий стиль в скульптуре, неформальный стиль андеграунд.

На фоне нового подхода к искусству работниками галереи организуются не только выставки, но и проводятся образовательные процессы. Например, в инженерном корпусе проводятся лекции, а в мастерской – пpaктические занятия по искусству XX – начала XXI века для детей и взрослых.

Подробности о проведении всех выставок, занятий, а также любая информация о Третьяковской галерее находится в открытом доступе.

Третьяковская галерея

Сокровища русского искусства

В экспозиции Третьяковской галереи более 180 000 картин, икон и скульптур. А началась она с коллекции Павла Третьякова, которая после его cмepти выросла в 100 раз!

В 1856 году один из владельцев Новой Костромской Мануфактуры купец Павел Третьяков купил две картины. С них началась будущая галерея.

В Петербурге Третьяков увидел коллекцию картин Федора Прянишникова. Его поразили работы Тропинина, Венецианова и особенно «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Федотова. Владелец коллекции предложил ее за 70 000 рублей. У Третьякова таких денег не было, и тогда Прянишников рекомендовал покупать картины у самих художников: так дешевле.

Павел Михайлович отправился в мастерские столичных живописцев, и у Николая Шильдера увидел работу «Искушение»: на кровати тяжело больная женщина, а рядом сваха с предложением выгодного бpaка ее дочери. Героиня картины отказалась, но решимость ее таяла, ведь матери срочно нужны были деньги на лекарства. Этот сюжет всколыхнул самого Третьякова, чья возлюбленная в такой же ситуации не смогла отклонить предложение богатого ухажера. Павел Михайлович никому не раскрывал эту тайну, чтобы сохранить доброе имя дeвyшки, но картину Шильдера купил. Так определился принцип коллекции: никаких парадных портретов — только реализм и живые сюжеты.

Павел Третьяков пополнял коллекцию на протяжении всей жизни. Располагалась она в его доме в Лаврушенском переулке. Третьяковы купили его у купцов Шестовых еще в 1851 году. А в 1860 Павел Михайлович написал первое завещание, где выделял 150 000 рублей на создание галереи картин русских художников. На это благое дело он завещал свое собрание и предлагал выкупить еще несколько коллекций. Его брат, Сергeй Третьяков, также был коллекционером, но собирал западную живопись.

Павел Михайлович отдавал предпочтение исключительно русским художникам.

Например, он не покупал картины Семирамидского, так как тот свою лучшую работу подарил Кpaкову. При выборе картин Третьяков полагался на свой вкус. Однажды на выставке передвижников искусствоведы бросились критиковать «Варфоломея» Нестерова. Они убеждали Третьякова, что картину нужно убрать. Выслушав доводы, Павел Михайлович ответил, что купил эту работу задолго до выставки, и приобрел бы вновь даже после гневной тирады оппонентов.

Вскоре Третьяков стал оказывать огромное влияние на развитие искусства. Он мог требовать у художников внести правки. Он заказывал портреты тех лиц, которых считал достойными для галереи. Так там появились Герцен, Некрасов, Салтыков-Щедрин. А Константина Тона или Аполлона Майкова для него будто не существовало.

Правда, у Третьякова появился соперник на поприще коллекционирования. И какой — сам Александр III! Царь приходил в ярость, когда на выставках передвижников видел на лучших работах пометку «Собственность П.М. Третьякова». Но нередко ему удавалось перебивать предложенную Павлом Михайловичем цену. Так уже Николай II в память об отце выкупил у Сурикова за баснословные деньги «Покорение Сибири Ермаком». Художник пообещал эту картину Третьякову, но не устоял перед выгодной сделкой. А меценату он бесплатно отдал эскиз работы. Он до сих пор выставляется в галерее.

Все это не мешало расти собранию Третьякова, и архитектор Каминский несколько раз перестраивал здание галереи.

Зимой 1887 года от скарлатины умер любимый сын Павла Третьякова. Последними его словами была просьба сходить в церковь. И тогда Павел Михайлович начал собирать иконы.

В 1892 году после cмepти Сергея Третьякова коллекции братьев соединились. Павел Михайлович подарил их и здание в Лаврушенском переулке Москве. Так появился музей Третьяковская галерея.

На момент основания собрание включало 1 369 картин, 454 рисунка, 19 скульптур, 62 иконы. Павел Третьяков получил звание почетного гражданина Москвы и до самой cмepти оставался попечителем Третьяковской галереи. Он продолжал пополнять коллекцию Третьяковки за свой счет. И это требовало расширения экспозиционной площади, поэтому к особняку пристраивали все новые помещения. При этом галерея носила имя обоих братьев, хотя, по сути, была коллекцией Павла Михайловича.

После cмepти мецената, фасад Третьяковской галереи перестроили по эскизам В.М. Васнецова в виде сказочного теремка. Над входом в музей появился барельеф святого Ге opгия Победоносца и название, написанное древнерусской вязью.

В 1913 году Московская городская дума назначила попечителем Третьяковской галереи Игоря Гpaбаря. Он превратил Третьяковку в музей европейского типа с экспозицией по хронологическому принципу.

Изменились и принципы выбора картин для коллекции. Уже в 1900 году галерея купила у фон Мекка васнецовскую «Аленушку». Ранее отвергнутую Третьяковым.

А в 1925 вопреки завещанию основателей Третьяковки, ее коллекцию разделили. Часть собрания передали в Музей западной живописи (сейчас Музей Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), а некоторые картины увезли в Эрмитаж.

Но в собрании Третьяковской галереи остались настоящие сокровища. Наиболее полной является коллекция искусства второй половины XIX века — равных ей нет. Вот лишь некоторые шедевры Третьяковки: «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина, «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, «Троица» А. Рублева, «Апофеоз войны» В. Верещагина, «Буря» И. Айвазовского, «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Богатыри» В. Васнецова, Портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского, «Неизвестная» И. Крамского, «Золотая осень» И. Левитана, «Тройка» В. Перова, «Неравный бpaк» В. Пукирева, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Княжна Таpaканова» К. Флавицкого. Есть отдельный зал, где экспонируется «Явление Христа народу» А.А. Иванова. Во Врубелевском зале можно увидеть «Принцессу Грезу», «Царевну-Лебедь», майолики. А картины П.А. Федотова обычно сопровождали стихи.

Есть среди сокровищ Третьяковской галереи и настоящие тайны.

Например, на картине «Утро в сосновом лесу» автором указан только Шишкин, хотя медведей написал Савицкий. Но Павел Третьяков, которому не рассказали о втором авторе, лично скипидapом стер подпись Савицкого.

На картине Рокотова «Неизвестный в треуголке» изображена женщина. Изначально это был портрет первой жены друга художника. Когда, овдовев, он женился второй раз, то попросил Рокотова пощадить чувства второй жены, и живописец нанес второй слой, превратив женщину в мужчину, но не тронул лицо.

А когда в 1885 году Павел Михайлович купил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», ему запретили ее выставлять. Сначала он показывал полотно в узком кругу, а потом повесил его в специальной комнате. В 1913 году в галерею пришел старообрядец Абрам Балашев с ножом в сапоге и исполосовал полотно. К счастью, картину удалось отреставрировать.

25 мая 2018 года полотно Репина опять пострадало: житель Воронежа Игорь Подпорин разбил стекло и порвал холст. Он объяснил свои действия тем, что картина изображает недостоверные события. А 27 января 2019 года прямо на глазах посетителей из галереи украли полотно Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Преступника быстро нашли, и картину вернули.

Сейчас Третьяковская галерея встречает гостей сказочным фасадом. А во дворе стоит памятник основателю — П.М. Третьякову. Он сменил монумент И.В. Сталину работы С.Д. Меркулова 1939 года.


Устройство пирамиды хеопса

Устройство пирамиды хеопса У всех пирамид помимо общей формы есть и общее внутреннее устройство, включающее обязательное наличие зала, в котором был установлен саркофаг фараона и ходы, ведущие к нему...

26 01 2023 22:21:52

Бахчисарай дворец хана

Бахчисарай дворец хана Ханский дворец в Бахчисарае – уникальный памятник крымскотатарской архитектуры XVI-XVIII вв. Дворец-сад, как переводится его название, должен был стать для ханов, их семей и сановников аналогом рая на земле....

25 01 2023 22:17:36

Достопримечательности Елабуги: 25 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Елабуги: 25 мест с фото и описаниями Елабуга: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

24 01 2023 5:11:25

Билеты в токио

Билеты в токио Special offers by airlines and price comparisons of flights to Токіо (TYO). Search for cheap flights to Токіо....

23 01 2023 2:37:13

Достопримечательности Сергиева Посада: 40 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Сергиева Посада: 40 мест с фото и описаниями Сергиев Посад: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

22 01 2023 3:28:58

Варна болгария достопримечательности

Варна болгария достопримечательности Что посмотреть и куда сходить в Варне? Самые красивые места, главные символы и популярные достопримечательности Варны. Фотографии и краткое описание....

21 01 2023 10:49:24

Достопримечательности Жуковского: 30 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Жуковского: 30 мест с фото и описаниями Жуковский: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

20 01 2023 0:53:40

Достопримечательности Подмосковья

Достопримечательности Подмосковья Достопримечательности Подмосковья...

19 01 2023 20:19:29

Достопримечательности Ярославля: 45 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Ярославля: 45 мест с фото и описаниями Ярославль: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

18 01 2023 20:28:40

Площадь озера ньяса

Площадь озера ньяса Ньяса третье по величине озеро Африки, девятое по величине — в мире....

17 01 2023 17:35:16

Порт эль кантауи тунис достопримечательности

Порт эль кантауи тунис достопримечательности Путеводитель по самым необычным, красивым и самым удивительным местам Порт Эль Кантауи: исторические, самые известные и просто интересные достопримечательности Порт Эль Кантауи...

16 01 2023 19:30:14

Большое болдино достопримечательности

Большое болдино достопримечательности Музей-заповедник «Болдино»: сайт, усадьба Пушкина в Болдино и филиалы музея, цены и время работы, Болдинская осень, фото, видео, где находится и как доехать....

15 01 2023 22:54:15

Картинная галерея во флоренции

Картинная галерея во флоренции Галерея Уфицци во Флоренции – один из самых посещаемых художественных музеев мира. Здесь собраны уникальные произведения искусства: картины художников от Средневековья до наших дней, прекрасно сохранившиеся античные скульптуры, гобелены и миниатюры....

14 01 2023 7:43:41

Задонский мужской монастырь

Задонский мужской монастырь Узнайте, как возник и чем знаменит монастырь, об основных исторических этапах его развития, а также о жизни монастыря в наши дни. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ......

13 01 2023 17:28:58

Национальный музей бангкока

Национальный музей бангкока Описание и фотографии экспозиции национального музея Бангкока (Bangkok National Museum). Как добраться до национального музея Бангкока. Часы работы и стоимость входных билетов....

12 01 2023 13:36:20

Билеты в торонто

Билеты в торонто BiletyPlus.ru предлагают купить дешевые авиабилеты в Торонто и из Торонто. Поиск самых низких цен на билеты, расписание авиарейсов самолетов онлайн....

11 01 2023 10:25:41

Средиземное море достопримечательности

Средиземное море достопримечательности Средиземное море — средиземное, межматериковое море Атлантического океана, соединяющееся с ним на западе Гибралтарским проливом......

10 01 2023 21:47:15

Достопримечательности Пушкино: 40 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Пушкино: 40 мест с фото и описаниями Пушкино: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

09 01 2023 13:18:49

Достопримечательности дмитрова московской области

Достопримечательности дмитрова московской области Достопримечательности Дмитрова: описание и фото. Куда сходить в Дмитрове и что посмотреть, самые интересные и красивые места....

08 01 2023 13:12:28

Достопримечательности Домодедово: 30 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Домодедово: 30 мест с фото и описаниями Домодедово: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

07 01 2023 21:52:39

Большой театр официальный

Большой театр официальный Расписание спектаклей, а также отзывы о театре «Большой театр», Москва...

06 01 2023 1:28:48

Достопримечательности Истры: 20 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Истры: 20 мест с фото и описаниями Истра: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

05 01 2023 3:54:50

Собор святого вита чехия

Собор святого вита чехия Собор Святого Вита – храм, украшающий исторический центр чешской столицы; доминанта Пражского града. Это один из самых знаменитых долгостроев Европы: подлинная средневековая готика органично сочетается в нем с элементами барокко и искусными неоготическими стилизациями....

04 01 2023 15:10:30

Билеты в астану

Билеты в астану Дешевые авиабилеты Москва — Астана за 5 минут на BiletyPlus.ru. Сравните цены на рейсы от различных авиакомпаний и купите авиабилеты стоимостью от 11176 р....

03 01 2023 19:37:44

Достопримечательности переславля залесского с адресами

Достопримечательности переславля залесского с адресами Очень старый город, где сохранились постройки восьмивековой давности, множество святых (в окрестностях - даже язычеких) и просто красивых мест. Мы подготовили обзор всего самого важного, что есть в Переславле-Залесском и рядом с ним....

02 01 2023 10:57:38

Ростовский борисоглебский монастырь

Ростовский борисоглебский монастырь Паломничество в Борисоглебский монастырь. Информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Ярославской области....

01 01 2023 10:48:19

Достопримечательности Мурома: 40 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Мурома: 40 мест с фото и описаниями Муром: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

31 12 2022 11:47:36

Главные достопримечательности сша

Главные достопримечательности сша Достопримечательности Соединенных Штатов Америки В каталоге собраны главные достопримечательности США с фото и описанием, метками на карте, названиями на русском и английском языках. Из статьи вы...

30 12 2022 11:17:48

Достопримечательности Горячего Ключа: 25 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Горячего Ключа: 25 мест с фото и описаниями Горячий Ключ: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

29 12 2022 2:37:20

Достопримечательности Жигулёвска: 19 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Жигулёвска: 19 мест с фото и описаниями Жигулёвск: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

28 12 2022 8:34:46

Венгрия площадь территории

Венгрия площадь территории GEO: играй знаниями. Венгрия. Детальная информация. Приграничные страны, карты, деньги, коды. Политическая география, история. Физическая география: моря, реки, озёра, проливы, острова, горы, вулканы, пустыни, пещеры....

27 12 2022 13:45:47

Достопримечательности Дивноморского: 20 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Дивноморского: 20 мест с фото и описаниями Дивноморское: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

26 12 2022 13:53:16

Где стоит пизанская башня

Где стоит пизанская башня Одно из самых посещаемых мест Италии находится в городе Пизе (региона Тоскана) – Пизанская башня еще ее называют "наклоненная башня" или "падающая башня"...

25 12 2022 20:32:14

Цитадель Нарын-Кала – солнечная крепость Дербента

Цитадель Нарын-Кала – солнечная крепость Дербента Описание и фотографии крепости Нарын-Кала в городе Дербент (Дагестан). Где находится Дербентская крепость на карте, как добраться. История и экскурсии....

24 12 2022 0:49:13

Юсуповский дворец питер

Юсуповский дворец питер Для построили Юсуповский дврец на Мойке в Санкт-Петербурге и чем он знаменит. Обзор архитекторы, интерьера, экстерьера. Интересные факты. Современное значение музея. Справка для туристов....

23 12 2022 1:49:37

Достопримечательности Наро-Фоминска: 35 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Наро-Фоминска: 35 мест с фото и описаниями Наро-Фоминск: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

22 12 2022 21:59:36

Достопримечательности Мичуринска: 15 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Мичуринска: 15 мест с фото и описаниями Мичуринск: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

21 12 2022 1:33:59

Достопримечательности п. Пушкинские Горы (Псковская область)

Достопримечательности п. Пушкинские Горы (Псковская область) Кратко описаны главные достопримечательности пос. Пушкинские Горы (Псковская область). Что посмотреть с детьми, куда сходить? Музеи, усадьбы, парки, храмы....

20 12 2022 8:33:16

Достопримечательности Казани: 45 мест с фото и описаниями

Казань: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

19 12 2022 13:16:51

Республика чили достопримечательности

Республика чили достопримечательности Что посмотреть в Чили? Самые красивые места и главные достопримечательности. Фотографии и краткое описание....

18 12 2022 13:36:47

Билеты в новую зеландию цены

Билеты в новую зеландию цены Дешевые авиабилеты Москва — Новая Зеландия, поиск низких цен на билеты, актуальная стоимость авиарейсов на 2020 год, типы самолетов и аэропорты вылета....

17 12 2022 7:44:10

Достопримечательности Коврова: 25 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Коврова: 25 мест с фото и описаниями Ковров: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

16 12 2022 23:53:52

Достопримечательности Звенигорода: 35 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Звенигорода: 35 мест с фото и описаниями Звенигород: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

15 12 2022 1:51:45

Достопримечательности Тамбова: 30 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Тамбова: 30 мест с фото и описаниями Тамбов: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

14 12 2022 20:29:26

Достопримечательности Большого Утриша: 15 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Большого Утриша: 15 мест с фото и описаниями Большой Утриш: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

13 12 2022 20:33:13

Где находится иверский монастырь

Где находится иверский монастырь Паломничество на Афон, в Иверский монастырь. Информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Греции....

12 12 2022 20:43:36

Гора Машук — символическая гора в Пятигорске

Гора Машук — символическая гора в Пятигорске Описание и фото горы Машук в городе Пятигорск. Где находится гора на карте, как добраться? Высота и легенды. Канатная дорога и другие достопримечательности Машука....

11 12 2022 9:59:13

Главные достопримечательности города Абакан (Хакасия)

Главные достопримечательности города Абакан (Хакасия) Описание и фото достопримечательностей Абакана (Хакасия). Какие памятники посмотреть в городе? Лучшие музеи и театры, парки и храмы. Куда пойти с детьми?...

10 12 2022 14:54:51

Залы третьяковской галереи описание

Залы третьяковской галереи описание Полная пpaктическая информация по Третьяковской галерее – как добраться, расписание работы, цена билетов, схемы залов, на что обратить внимание при посещении....

09 12 2022 18:56:18

Достопримечательности Рубцовска: 20 мест с фото и описаниями

Достопримечательности Рубцовска: 20 мест с фото и описаниями Рубцовск: достопримечательности с фото и описаниями. Что посмотреть самостоятельно, куда сходить....

08 12 2022 2:37:36

Еще:
Путешествия -1 :: Путешествия -2 :: Путешествия -3 :: Путешествия -4 ::